Совершенствование системы нормативно-правового регулирования деятельности санаторно-курортного комплекса страны
Совершенствование системы
нормативно-правового регулирования
деятельности санаторно-курортного комплекса страны
как необходимое условие реализации Стратегии развития отрасли
Принятая Правительством Российской Федерации в ноябре прошлого года «Стратегия развития санаторно-курортного комплекса» является важнейшим и долгожданным шагом для организаторов санаторно-курортного дела страны, создаёт предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, и как следствие, повышения доступности санаторно-курортного лечения для граждан Российской Федерации.
Распоряжением Правительства, Минздраву РФ отведён шестимесячный срок до 26 мая разработать проект мероприятий по реализации Стратегии, а органам власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить региональные программы по развитию санаторно-курортного комплекса и программы по увеличению доступности санаторно-курортного лечения для населения субъекта.
Ранее, в октябре 2018г. Президент РФ утвердил «Перечень поручений по вопросам санаторно-курортного лечения граждан», где Правительству РФ поручено рассмотреть вопрос о внесении в Законодательство РФ о налогах и сборах изменений, предусматривающих:
а) предоставление физлицам налогового вычета со всей стоимости путевки.
б) учитывать расходы предприятий на организацию санаторно-курортного лечения работников при определении налоговой базы по налогу на прибыль, при заключении договоров непосредственно с санаторно-курортными организациями. Эти поручения крайне важны для санаторно-курортного комплекса, т.к. деятельность здравниц очень чувствительна к экономическим условиям, которые формирует государство, в первую очередь, налоговым Кодексом. Срок доклада по этим поручениям истек еще 1 декабря прошлого года, но в Стратегии развития и в проекте плана мероприятий эти вопросы никак не отражены.
7 мая Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности направило нам Правительственный Проект плана мероприятий. Он наполнил содержанием Стратегию. В основном он касается ведения Государственного реестра курортного фонда, актуализации и установления границ округов санитарной охраны, антропогенной нагрузки, разработки национальных стандартов санаторно-курортных услуг, а также продвижения санаторно-курортных услуг в СМИ. Но мы, в свою очередь, предлагаем внести ещё ряд предложений в план мероприятий.
Анализируя ситуацию, сложившуюся на сегодня, надо отметить, что основные меры, которые необходимо принять для создания условий успешной деятельности здравниц лежат на федеральном уровне. Совершенствование и изменение региональных нормативных актов возможно только после принятия необходимых решений на федеральном уровне.
Важнейший вопрос нормативно-правового регулирования касается внесения изменений в статью 219 НК РФ. В настоящий момент эта норма Кодекса позволяет произвести налоговый вычет по НДФЛ только в части стоимости медицинских услуг, оказанных пациенту в рамках санаторно-курортной путевки, что существенно снижает мотивацию граждан к прохождению санаторно-курортного лечения, вызывает непонимание – почему льгота распространяется только на часть (около 30%) стоимости путевки. К слову, 15 мая мы получили ответ Заместителя министра здравоохранения РФ Салагай О.О. на имя депутата Госдумы Быкова О.П. , к которому мы обращались по поводу налогового вычета, где сказано, «в целях всесторонней проработки обращение направлено для рассмотрения в пределах компетенции в Министерство финансов РФ».
Мы просим наше региональное Правительство тоже выйти с предложением в Правительство РФ о внесении изменений в статью 219 НК РФ, направленные на введение налогового вычета по налогу физических лиц не только с медицинских услуг, а со всей стоимости санаторно-курортной путевки, в том числе проживания и питания как неотъемлемой части путевки.
Необходимо также обратить внимание на практику двойных стандартов по отношению к деятельности санаториев, в частности, к их налоговому статусу. Так, если посмотреть особенности применения нулевой ставки организациями, осуществляющими медицинскую деятельность (ст. 284.1 НК РФ), то «деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением не относится к медицинской деятельности». Поэтому санатории оплачивают налог на прибыль на общих основаниях, это при показателях средней рентабельности по отрасли не более 4%! В тоже время на основании ст.16 ФЗ № 171 продажа алкогольной продукции санаториям запрещена даже в ресторанах, т.к. мы являемся держателями лицензии на медицинскую деятельность. То есть, в этом случае санатории признаются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность! И это подтверждает ОКВЭД 86.90.4 – деятельность в области здравоохранения. Где логика?
К вопросу об эксперименте взимания курортного сбора. К сожалению, курортный сбор на всех уровнях власти, зачастую и нашими коллегами рассматривается как единственный источник поступления денежных средств для укрепления курортной инфраструктуры. Время показало, что в условиях экономического спада, снижения реальных доходов населения в течение последних четырех лет, сбор средств за счет курортного сбора, в конечном счете, повышающий стоимость путевки – мера несвоевременная. Надо учесть ещё дополнительные расходы санаториев на выделение ставки работника службы размещения, взимающего сбор и формирующего ежедневные отчеты. Плюс невозможность принять сбор безналично, ручное оформления платежных документов – все это вызывает негативную реакцию граждан. Таким образом, мы ставим себя в неравные, невыгодные условия с другими здравницами, не участвующими в эксперименте. Полагаю, что, например, в условиях нашего региона, где в эксперименте участвует всего один муниципалитет, источник для формирования фонда развития курортной инфраструктуры целесообразно поискать в межбюджетных отношениях регионального и местного уровней. Так, в настоящий момент на основании ст.58 Бюджетного кодекса РФ и ст.2 Закона Алтайского края «О краевом бюджете» в муниципальном образовании остается 20% от собранного налога на доходы физических лиц. Если процент отчисления в пользу муниципального бюджета увеличить с 20% до 30%, то в местном бюджете можно дополнительно сформировать целевые средства для фонда развития курортной инфраструктуры в необходимом объеме. В 2020 году дополнительно 33 655 000 руб., а в 2021 году – 35 169 000 руб. Как раз тот объем, который планировалось получить за счет курортного сбора. Полагаю, что эта мера никак не повлияет на устойчивость и сбалансированность бюджетной системы субъекта, так как предполагаемые расходы составят 0,03% от бюджета региона. Понимаю насколько это серьёзный вопрос – межбюджетные отношения. Но нам надо чётко понимать, что речь идет о единственном не только в крае, но и за Уралом курорте федерального значения, который за год посещает около 200 тыс. гостей из всех субъектов Российской Федерации, по результатам поездки которых, облик всего нашего региона ассоциируется именно с Белокурихой. Курорт в значительной степени влияет на имидж и привлекательность Алтайского края. Данное предложение прошу рассматривать как альтернативу действующему механизму формированию Фонда развития курортной инфраструктуры, после окончания срока эксперимента в 2022 году.
Рассматривая ближайший период действия эксперимента, мы в марте на сессии городского Совета депутатов приняли решение - согласовать предложение Администрации города Белокуриха о снижении тарифа курортного сбора на 2020 год с 50 до 30 рублей и направить в адрес Правительство Алтайского края финансово-экономическое обоснование нашего решения.
Основным аргументом для принятия такого решения явился рост числа отказов нашими гостями от уплаты сбора. Так, за 8 мес. 2018 года таких случаев было 78, а только за один январь текущего года уже 120 случаев неуплаты курортного сбора! Второй не менее убедительный аргумент – это спад продаж на протяжении последних двух лет – в 2017 году – 4,8%, а в 2018 году уже 8,4%! Это существенно для стабильно развивающейся экономики нашего курорта.
В июне на очередном заседании городского Совета депутатов планируем рассмотреть вопрос об освобождении с 2020 года жителей Алтайского края от курортного сбора по аналогии с нормой, действующей в Краснодарском крае. Соответствующее обращение направить в Правительство Алтайского края.
Это предложение как раз относится к реализации задач, указанных в п.3 Распоряжения Правительства РФ части разработки региональных программ по развитию санаторно-курортного комплекса и увеличению доступности санаторно-курортного лечения для населения субъекта. Ведь доля продаж путевок в Алтайском крае за последние 5 лет снизилась с 10 до 5%.
Необходимо обратить внимание и на обращение Главы Республики Крым в Правительство РФ о выходе из эксперимента.
На протяжении многих лет мы говорим о том, что наша уникальная, единственная в своем роде в мире санаторно-курортная система мало известна и до конца непонятна не только широкому кругу наших потенциальных клиентов, но и практикующим врачам. В медицинских ВУЗах курортологии выделено часов настолько мало, что сегодня врачи в подавляющем большинстве знают о ней лишь понаслышке. Санатории по прежнему воспринимаются как нечто отжившее, доставшееся нам по наследству от советской эпохи, а лечение в санатории многими считается уделом больных, бедных и старых. Всего около 5% населения России ездят в санатории. Около половины из них приезжают за счет бюджетов предприятий и организаций. Следовательно, остается всего лишь 2,5-3% жителей страны, которые хорошо знают и высоко ценят результаты санаторно-курортного лечения, достигающие в своей эффективности 90%.
Для устранения этой проблемы организаторам курортного дела в лице Национальной Курортной Ассоциации вместе с Минздравом РФ необходимо разработать и принять меры по восстановлению ранее успешно действующей цепочки «поликлиника-стационар-санаторий», подготовить методические материалы для практикующих врачей медицинских учреждений, в первую очередь государственных с описанием курортных факторов и лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса страны.
По этой проблеме имеется положительный опыт проработки вопроса на межрегиональном уровне. Так, в апреле текущего года, в Екатеринбурге, в рамках международного туристического Форума «Большой Урал» Урало-Сибирская Ассоциация оздоровления и гостеприимства совместно с Уральской Торгово-Промышленной палатой организовали и провели семинар для специалистов 9 регионов Уральского федерального округа «Эффективное управление оздоровительными и медицинскими организациями в современных условиях», где состоялся конструктивный диалог между руководителями медицинских учреждений и санаториев об организации эффективного сотрудничества по схеме «поликлиника-стационар-санаторий», определены основные направления совместного развития медицинской и курортной отрасли для увеличения клиентского потока Уральского региона.
Необходимо отметить, что в правительственном проекте плана мероприятий предусмотрена разработка электронного справочника для медицинских работников о санаторно-курортном комплексе РФ. Но это только первый шаг в восстановлении цепочки, т.к. необходима постоянная, системная работа с Минздравом по объединению наших усилий в продвижения санаторно-курортного лечения.
И, конечно же, необходимо пропагандировать возможности наших курортов широкому кругу потенциальных клиентов. В проекте плана мероприятий планируется проведение комплекса мер по выпуску рекламных роликов и размещения рекламно-информационных материалов о санаторно-курортном комплексе в СМИ. Рассчитываем на размещение рекламы на федеральных каналах и радиостанциях.
Пунктом 28 Плана мероприятий планируется участие в специализированных научно-практических и образовательных мероприятиях специалистов санаторно-курортного комплекса. Здесь необходимо добавить – «участие в этих мероприятиях специалистов Министерства Здравоохранения федерального и региональных уровней».
Одним из основных факторов, сдерживающих развитие отрасли – отсутствие единого органа управления санаторно-курортного комплексом страны. Существующая структура в рамках Минздрава РФ не представляет и не защищает интересы санаторно-курортного комплекса страны в Правительстве и других государственных органах, не способствует развитию отрасли. Наше взаимодействие с Государственной Думой РФ пока тоже не дало желаемых результатов.
По итогам работы нашего «круглого стола» предлагаю подготовить соответствующие предложения (резолюцию) в Правительство Алтайского края и Российской Федерации.
Спасибо за внимание!
//Сергей Криворученко, заместитель генерального директора по маркетингу санатория «Алтай», председатель Белокурихинского городского Совета депутатов
|