Гебр белокурихи Город Белокуриха
Главная » Документы » Предпринимательство » Малое предпринимательство

ИНФОРМАЦИЯ

Скачать (34.5Kb)

Описание:

ИНФОРМАЦИЯ

об основных направлениях федеральной и региональной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в 2016-2017 годах

Как на федеральном, так и на региональном уровнях за последнее время принят ряд важных решений, направленных на повышение качества государственного регулирования деятельности малых и средних предприятий и создание благоприятных условиях для их развития.

Текущее состояние развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае.

По данным на 01.01.2017 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, созданном в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ с 01.08.2016,содержатся сведения о 34,8 тыс. малых и средних предприятий и 43,4 тыс. индивидуальных предпринимателей. По данным УФНС по Алтайскому краю в течение года предпринимательскую деятельность зарегистрировали более 13 тыс. хозяйствующих субъектов, что характеризует стабильную предпринимательскую и экономическую активность населения на территории края.

В отраслевом разрезе сохраняется тенденция снижения числа малых предприятий в сфере оптовой и розничной торговли. По состоянию за 9 месяцев 2016 года в этой сфере занято 799 предприятий (в сравнении с периодом 2015 года снижение составило 2,5 процентных пункта). В сфере обрабатывающих производств задействовано 543 малых предприятия, увеличение их количества по сравнению с периодом прошлого года составило 2,4 процентных пункта. Также увеличение доли малых предприятий наблюдается в сельском хозяйстве – с 8,6% по состоянию на 01.10.2015 до 11,2% на 01.10.2016 (+2,6 п.п.). В рассматриваемом периоде на 201 ед. сократилось количество предприятий, занятых в сфере операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их доля снизилась на 2,4 процентных пункта и составила 12,1%. Приведенные данные демонстрируют изменение рынка с повышением интереса бизнеса к производственным направлениям деятельности.

По данным органов статистики оборот малых и средних компаний за 9 месяцев 2016 года составил 186,6 млрд. рублей (116,8% к аналогичному уровню 2015 года). За указанный период объём инвестиций средних компаний составил 3,3 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше аналогичного показателя 2015 года. Инвестиционная активность компаний малого бизнеса оценивается на уровне прошлого года.

Нормативно-правовое регулирование.

На федеральном уровне в секторе малого и среднего бизнесараспоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-рутвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегическим ориентиром для государства является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%).

В крае основные ориентирыопределены в региональной Стратегии развития предпринимательства (постановление Администрации Алтайского края от 25.12.2013 № 694 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года»)и соответствующей региональной программе(постановление Администрации края от 24.01.2014 № 20 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы»),которыекоррелируются с федеральной стратегией.

2. В ноябре 2016 года по итогам прошедшего в Ярославле заседания Государственного Советаопределена целевая модель по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства», реализация которой в субъектах Российской Федерации, в Алтайском крае в частности, началасьв 2017 году.

Также Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектамодобрены основные положения приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Эти программы предусматриваютв 2017-2018 годах реализацию мер по совершенствованию системы государственного управления, финансовой, имущественной и инфраструктурной поддержки бизнеса, в том числе развитие системы «одного окна», стимулирование спроса, совершенствование налогового законодательства.

Снижение нагрузки и обеспечение предсказуемых условий для деятельности малых и средних предприятий.

1. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам бизнеса административного наказания исключительно в виде предупреждения за впервые совершенное правонарушение при условии отсутствия вредных последствий. Реализация соответствующих положений позволит снизить административную нагрузку на бизнес путем сокращения штрафных санкций, сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

2. Внесен ряд измененийв Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

  • введен институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении обязательных требований, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки;
  • обеспечена возможность применения проверочных листов, содержащих систематизированные обязательные требования при проведении проверок в отношении типовых объектов;
  • для компаний с годовой выручкой менее 400 млн. рублей установлен иммунитет по отдельным антимонопольным запретам (злоупотребление доминирующим положением и заключение отдельных видов соглашений). Одновременно предусмотрена обязательность согласования антимонопольными органами с органами прокуратуры внеплановых проверок в отношении малых предприятий.

Необходимость новаций в сфере контрольно-надзорной деятельности обсуждаласьв октябре текущего года в рамках I Открытого форума прокуратуры Алтайского края по вопросам защиты прав хозяйствующих субъектов.В конце 2016 года Президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», предполагающий переход от «палочной» системы наказаний к современной сервисной модели контроля и профилактики рисков.В краеэта работа выстраивается путем внедрения целевой модели «Оптимизация контрольно-надзорной деятельности с целью повышения эффективности ее осуществления» посредством разработки, утверждения и исполнения мероприятий соответствующей «дорожной карты».

3. В части снижения фискальной нагрузки на малые предприятия: увеличены пороговый размер дохода (до 150 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств (до 150 млн. рублей) для применения упрощенной системы налогообложения (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); до 1 января 2021 года продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), а также сохранено действующее значение коэффициента К1 для целей расчета ЕНВД в 2017 году (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год»).

В соответствии с решениями Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края, состоявшегося в июле вр.п. Благовещенке, всеми муниципальными образованиями края проанализирована система показателей, используемых для расчета коэффициента К2 при определении суммы ЕНВД, на соответствие поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса на конкретной территории. В результате анализа в решения представительных органов власти 19 муниципальных образований внесены соответствующие корректировки.

Расширение доступа предпринимателей к государственной поддержке.

1. В целях расширения доступа предпринимателей к государственной поддержкев Российской Федерации с 1 августа 2016 года на сайте Федеральной налоговой службы начал работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Его запуск обеспечил новый уровень доступности мер государственной поддержки для предпринимателей, которым теперь не требуется предоставлять документы, подтверждающие статус субъекта малого или среднего предпринимательства.

2. Ежегодные вложения в предпринимательский сектор края из регионального и федерального бюджетов в рамках различных отраслевых программ совокупно оцениваются в несколько миллиардов.

Общий объем средств государственной поддержки, предоставленной предпринимателям в 2016 году при реализации всех отраслевых программ на территории региона, составил 3 млрд. 300 млн. рублей (в том числе 2,46 млрд. рублей на поддержку сельхозтоваропроизводителей в рамках мероприятий, осуществляемых Минсельхозом Алтайского края).

На реализациюмероприятий государственной программы Алтайского края по развитию малого и среднего бизнеса были дополнительно привлечены 158,4 млн. рублей из федерального бюджета. Краевой бюджет направил на эти цели 37,5 млн. рублей. Реализация программы в 2016 году позволила создать на 572 предприятиях – получателях государственной финансовой поддержки 935 новых рабочих мест и сохранить 8,9 тыс. рабочих мест. Общий объём поддержки составил 667 млн. рублей. С использованием государственной финансовой поддержки предприятиями в том числе приобретено 199 единиц новой техники и оборудования на общую сумму 746,6 млн. рублей.

3. По инициативе Губернатора края А.Б. Карлина был предпринят ряд важных шагов по налаживанию взаимодействия с федеральными структурами поддержки бизнеса, которые значительно расширяют возможности сопровождения предпринимательских проектов. Подписаны Соглашения о сотрудничестве с Федеральной Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП») и Российским экспортным центром. В результате предприниматели края в том числе получили возможность привлекать доступные кредиты на льготных условиях по фиксированной ставке ниже среднерыночной: для средних предприятий – 9,6% годовых, для малых – 10,6% годовых.

На сегодняшний день объем кредитов, одобренных к финансированию в рамках указанной программы для субъектов МСП Алтайского края, составил 2,7 млрд. рублей.

4. Экспортно-ориентированные компании получили полноценное сопровождение своих проектов в режиме «одного окна».В целях дальнейшего развития экспортной деятельности в регионе разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае». План рассчитан до 2020 года и призван обеспечить успешное продвижение алтайских товаров и услуг на рынки зарубежных стран, закрепление продукции на новых рынках.

5. В 2016 году в регионе проведена активная работа по расширению доступа субъектов бизнеса к имущественным ресурсам. Сформирован перечень объектов казны Российской Федерации, находящихся на территории края, пригодных для ведения бизнеса. Утвержденыперечни государственного имущества и муниципального имущества во всех городских округах, 33 муниципальных районах, в которые включено 186 объектов недвижимого имущества общей площадью более 35 тыс. кв.м.

Также субъекты малого и среднего предпринимательства региона активно пользуются правом преимущественного выкупа арендуемых объектов государственного и муниципального недвижимого имущества, предоставленного им Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

За период реализации указанного федерального закона (с 2008 года) хозяйствующими субъектами края выкуплено 573 объекта государственной и муниципальной собственности общей площадью около 91,9 тыс. кв.м. и стоимостью более 1 млрд. рублей. При этом 83% объектов государственной и муниципальной собственности выкуплено субъектами малого и среднего предпринимательства в рассрочку, средний период которой составил 33,4 месяца.

6. В сотрудничестве с АО «Корпорация МСП» в Алтайском крае разработана и запущена в общедоступном режиме геомаркетинговая информационно-аналитическая система для субъектов малого и среднего предпринимательства (Бизнес-навигатор) в городах Барнауле, Бийске и Рубцовске.

С помощью Бизнес-навигатора(https://smbn.ru), созданного по принципу «одного окна», можно выбрать вид предпринимательской деятельности; рассчитать примерный бизнес-план; найти, где взять кредит и оформить гарантию; узнать о мерах государственной поддержки; подобрать в аренду помещение; быть в курсе планов закупок крупнейших заказчиков и др.

В перспективе рассматривается возможность расширения географии Бизнес-навигатора за счет включения в его базу данных по населенным пунктам с численностью населения менее 100 тыс. человек, в том числе моногородов.

7. Получил дальнейшее развитие проект «МФЦ для бизнеса». В краевой столице открыт первый специализированный офис для предпринимателей на пр. Ленина, 8. С октября во всех МФЦ края организовано предоставление услуг АО«Корпорация МСП», связанных с подбороминформации о недвижимом имуществе,об участиипредприятий малого и среднего бизнеса в закупках товаров, о формах и условиях финансовой поддержки.

Расширение доступа малых компаний к государственным и корпоративным закупкам.

1. В части стимулирования спроса на продукцию малых и средних предприятий на федеральном уровне сформирована двухуровневая система контроля по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков. Номенклатура планируемых закупок у субъектов малого и среднего бизнеса составляет более 99 тысяч позиций. С 1 января 2018 года будет увеличена квота по прямым закупкам товаров, работ и услуг государственными компаниями у субъектов малого и среднего бизнеса с 10 до 15%. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1466 определены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к их исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов предпринимательства,социально ориентированных некоммерческих организаций.

В рамках этого направления в регионе организована работа по «доращиванию» поставщиков для выполнения заказов со стороны конкретных заказчиков. Сформирован реестр потенциальных поставщиков для выполнения таких заказов, в него на сегодняшний день включено 135 малых и средних компаний, а также разработана региональная концепция их «доращивания».

2. Дополнительно в крае реализуется комплекс мероприятий по обучению представителей малого и среднего бизнеса основам законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Во исполнение решений межведомственной комиссии Правительства Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства разработан и утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленных на расширение доступа предпринимателей к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.

В 2016 году по результатам состоявшихся закупок заказчиками края заключено контрактов с участием субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму более 5,2 млрд. рублей, что превышает 30% от общего объема закупок. Увеличение объема закупок по сравнению с 2015 годом составило 42%. Более того, на 5,5% увеличилось исполнение государственных заказов малыми и средними предприятиями производственной сферы.

Новые подходы к оказанию государственной поддержки.

1. В соответствии с нормативными документами Министерства экономического развития Российской Федерации с 2017 года государственная поддержка переориентирована на формирование новой системы сопровождения и развития малого и среднего предпринимательства, основанной на удобных сервисах для начала и ведения бизнеса.

В приоритетном порядке средства федерального бюджета будут направляться на расширение сети региональных объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и их развитие.

Сегодня региональная система государственной поддержки предпринимателей включает более 130 инфраструктурных объектов, ориентированных как на неограниченный круг хозяйствующих субъектов, так и узкоспециализированные (КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», МБУ «Бийский бизнес-инкубатор», КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», КГБУ «Алтайский центр инноваций социальной сферы и др.).

2. В целях повышения качества предоставляемых услуг руководители краевого Центра поддержки предпринимательства и регионального центра поддержки экспорта в 2017 году пройдут обучение в рамках образовательных проектов АО «Корпорация МСП» и Российского экспортного центра, что позволит развернуть в крае обучение субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных в расширении своего бизнеса, в том числе, в зарубежных странах, в соответствии с федеральными стандартами.

3. На базе МФЦ будет организовано предоставление услуг «второй очереди» АО«Корпорация МСП»: информирование о тренингах по программам обучения АО «Корпорация МСП» и электронной записи на участие в тренингах; предоставление по заданным параметрам информации об объемах и номенклатуре закупок конкретных и отдельных заказчиков, определенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ; предоставление информации об органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях инфраструктуры поддержки СМСП, о мерах и условиях поддержки, предоставляемой СМСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

4. В 2017 году приоритетным направлением в рамках оказания государственной финансовой поддержки станет расширение доступа предпринимателей к заемным и кредитным ресурсам. Для этого за счет краевого бюджета и федерального бюджетов будет увеличена капитализация Алтайского фонда микрозаймов и разработаны приоритетные категории для предоставления заемных ресурсов по оптимизированным условиям (ставки, сроки).

Изменено: 23.03.2017 в 08:56
Загрузок: 16


Полезные ссылки