Гебр белокурихи Город Белокуриха
Главная » Совет депутатов » Глава города » Интервью Главы города

Интервью Главы города

 

 

Курорт. Туризм

II Всероссийский конгресс по развитию лечебно-оздоровительного туризма

В рамках подготовки к Государственному Совету по проблемам развития санаторно-курортного дела в России, 18-20 ноября 2015 г. в г.Саки (Республика Крым) состоялся второй Всероссийский конгресс по развитию лечебно-оздоровительного туризма.

В работе конгресса принял участие Глава г. Белокурихи С.К.Криворученко. Сегодня мы публикуем доклад Сергея Константиновича и его предложения в резолюцию конгресса.

Забота о здоровье человека как главной ценности жизни лежит в основе лечебно-оздоровительного туризма – одного из самых динамично развивающихся и перспективных видов туризма. По наличию природных лечебных ресурсов и научной обоснованности их использования в лечебных и оздоровительных целях Россия является абсолютно конкурентоспособной на мировом туристическом рынке. Сорок шесть стран мира взяли на вооружение наши достижения в этой области, и наша задача – взять все лучшее, что уже создано предыдущими поколениями курортологов нашей страны, перенести этот опыт в наши дни.

          Одним из флагманов курортного дела России является курорт федерального значения Белокуриха. Это компактный многопрофильный бальнеоклиматический курорт с развитой инфраструктурой, располагающий современной лечебно-диагностической базой. Главное его богатство – азотно-кремнистые термальные воды с содержанием радона. Огромный опыт курорта, в 2017 г. ему исполнится 150 лет, убедительно демонстрирует высокую результативность их применения в лечении многих заболеваний.

Благодаря рациональному подходу к организации рекреационной инфраструктуры в Белокурихе созданы все условия для лечения, оздоровления и активного отдыха. Подтверждением высокой репутации курорта служат многочисленные Российские и зарубежные награды в области курортологии и восстановительной медицины. Белокуриха стала площадкой для проведения крупнейшего всероссийского профессионального форума курортологов «Здравницы – 2014». По оценкам ведущих специалистов отрасли наш город-курорт четыре раза был признан победителем в номинации «Лучший курорт федерального значения».

Привлекательность и устойчивость развития курорта предопределилась тремя основными факторами. Первый – это уникальные лечебные природные факторы. Именно они ежегодно приводят на курорт более 200 тысяч гостей. Более трети возвращается в Белокуриху вновь и вновь, так как результат от приема процедур для пациентов очевиден, он позволяет достичь продолжительного и устойчивого эффекта.

Второй фактор – это приближенность к рынкам сбыта, к регионам с высоким экономическим потенциалом, таким как: Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Тюменская, Томская и Иркутская области.

И, наконец, третий немаловажный фактор – это частный вид собственности подавляющего большинства санаториев курорта, что создает благоприятные условия для здоровой конкуренции.

Как результат действия этих факторов – ежегодное присутствие трех акционерных обществ курорта в пятерке лидеров отрасли во Всероссийском Бизнес-рейтинге, построенном на данных органов Государственной статистики РФ по девяти финансово-экономическим показателям. Таких результатов не имеет ни один курорт или регион Российской Федерации.

Развитие санаторно-курортного комплекса города на протяжении последних лет идет поступательно, причем без существенных спадов в нестабильные и кризисные периоды. Потенциал Белокурихи не исчерпан, об этом говорит ежегодный прирост объемов услуг и принимаемые в эксплуатацию объекты.

Белокуриха вошла в «Федеральную целевую программу внутреннего и въездного туризма на 2011 – 2018 гг.». В рамках её реализации идет строительство спутника курорта – «Белокуриха-2». Под его строительство задействована площадь в 136 га. Объем бюджетного финансирования этой программы составляет более 2 млрд. руб. Проект курорта был представлен на 66-ой сессии Генассамблеи Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения и получил награду как «Лучший проект лечебного курорта». В текущем году, 30 октября состоялось торжественное открытие автомобильной дороги-серпантина, которая в силу видовых характеристик сама по себе является самостоятельным туристическим объектом. Сегодня мы приступили к строительству линии электропередач, газификации, прокладке горнолыжных трасс, проектированию водовода. Подписано соглашение с основным инвестором – компанией Hilton. 1 сентября текущего года в Белокурихе открылся филиал Алтайской академии гостеприимства, где осуществлен набор на специальность «Гостиничный сервис». А до конца текущего года в Белокурихе мы, совместно с ФМБА России, откроем Алтайский научно-исследовательский институт природных ресурсов и курортной медицины Сибирского Федерального Научного Клинического Центра ФМБА России. Сегодня ведущими врачами курорта подготовлен план проведения научно-исследовательских работ. В первую очередь, займемся разработкой методических рекомендаций для врачей санаторно-курортных организаций «Короткие интенсивные курсы санаторно-курортного лечения больных с хроническими заболеваниями, с применением природных и преформированных физиофакторов» с курсом лечения 12 – 14 дней.

В 2014 г. общее количество туристов, посетивших Белокуриху, составило 201 тыс. человек. Среднегодовой показатель загрузки приблизился к 90%. Текущий год характерен существенным ростом спроса на услуги курорта. Белокуриха стала примером успешного импортозамещения в туристической отрасли России.

Несмотря на успешное развитие, в Белокурихе, как впрочем, и в других здравницах России имеются общие проблемы, которые требуют своего разрешения на федеральном уровне. Один из основных – создание единого органа управления санаторно-курортным комплексом страны. Несмотря на многочисленные обращения по этому вопросу членов Национальной курортной ассоциации в Правительство Российской Федерации, проблема эта пока не решается. Необходим федеральный орган в составе Правительства РФ, наделенный контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов отрасли, в том числе за качеством предоставляемых услуг. Очевидно, что часть этих функций, таких как, организация и содействие развитию системы добровольной сертификации лечебно-оздоровительной деятельности, защиты прав и интересов участников организации, а также общая координация предпринимательской деятельности в сфере лечебно-оздоровительного туризма, могла бы взять на себя саморегулируемая организация. Её целесообразно создать на базе Национальной курортной ассоциации России. Этот вопрос давно назрел, и нам необходимо им активно заниматься.

В этой связи хочу сказать о добровольной сертификации здравниц. К сожалению, она так и не стала инструментом, позволяющим потенциальным клиентам определить уровень здравницы, а санаториям не предоставила дополнительной возможности в продвижении своего продукта. Очевидно, что требуется разработать систему классификации санаторно-курортных учреждений с учетом их медицинской направленности, ведь несмотря на схожесть бизнес-процессов, санаторий все-таки отличается от гостиниц. Поэтому требования к гостиничному хозяйству, организации питания должны быть несколько иными. Очевидно, что и оценивать уровень, класс санатория необходимо комплексно, с учетом всех составляющих – медицины, размещения, питания, а также анимации.

Особого внимания требует проблема потери ранее существующей единой цепочки – стационар – поликлиника – санаторий. Очевидно, что нам совместно с Минздравом необходимо разработать методические материалы с подробным описанием лечебно-оздоровительного потенциала наших здравниц, специфики действия курортных факторов для практикующих врачей. Необходимо также создание соответствующего информационного портала.

Хочу обратить внимание на явные перекосы в размерах земельных участков находящихся под санаториями. Одни здравницы имеют в собственности и аренде площади, измеряемые несколькими сотнями квадратных метров на одно место размещения, ответственно несут на себе бремя обустройства, содержания мест рекреации, в том числе общедоступных для всех отдыхающих курорта, оплачивают в местные бюджеты земельный налог и арендные платежи, а другие, с позволения сказать, санатории, имеющие, кстати, лицензии на медицинскую деятельность, располагают участками площадью не более десятка квадратных метров на одно место размещения. Таким образом, самоотстраняются от участия в содержании рекреаций и за счет других здравниц минимизируют свои издержки. В свое время в ведомственных строительных нормах для планировки и застройки курортов существовали обязательные нормы земельных участков под санаториями. В зависимости от его вместимости необходимо было иметь земельный участок из расчета от 125 до 150 кв. м на одно место размещения. Сегодня, например, в Белокурихе, этот показатель у разных санаториев колеблется от 10 до 900 кв. м на одно место размещения. В значительной части муниципалитетов Российской Федерации для таких санаториев с дефицитом земли всегда найдутся свободные земельные участки, совсем необязательно граничащие с основным участком размещения санатория, как правило, это земли категории «Городские леса». Введение норм минимальных размеров земельных участков позволит оптимизировать налоговую нагрузку на участников рынка, минимизировать бесхозные земельные участки, а также сконцентрировать необходимые финансы в местных бюджетах на развитие и содержание курортной инфраструктуры, охрану и рациональное использование рекреационных ресурсов.

Хочу еще раз вернуться к вопросу инфраструктуры курортов. Сегодня этот вопрос крайне актуален для всех курортов, особенно курортов федерального значения. Проблема в том, что в местных бюджетах, а именно только на них мы можем рассчитывать, катастрофически не хватает средств на строительство и эксплуатацию коммуникаций, дорог, обустройства общих мест пользования. Сегодня муниципальные бюджеты формируются на 30-40% за счет аренды земли и земельного налога, эти сборы полностью остаются в местных бюджетах и на четверть за счет налога на доходы физических лиц. Так вот, увеличение отчисления доли НДФЛ с 20 до 30% в пользу муниципалитетов позволит увеличить местные бюджеты на 13 – 14%. Это как раз тот объем, который позволит развивать инфраструктуру курортов.

Сегодня нам приходится еще раз вернуться к вопросу о запрете реализации и потребления спиртных напитков на территории санаториев, сказать о неэффективности этой нормы, о том, что она ничего не дает, кроме отрицательных результатов. Ведь санатории, несмотря на свою медицинскую оздоровительную роль, все же не стационары и в основе своей располагают ресторанами и кафе достаточно высокого уровня, обеспечивающими культуру как питания, так и питья. Мы предлагаем отпуск спиртных напитков только через рестораны здравниц, а ограничение на розничную продажу спиртосодержащих напитков должно сохраниться.

И в заключение хочу отметить, что сегодня мы внимательно следим за продвижением двух законопроектов, принятие которых позволит туристам вернуть подоходный налог со стоимости всего туристического продукта, а также компенсировать расходы на путевку гражданам, отдохнувшим внутри страны. Принятие этих законов принесет существенный социально-экономический эффект, повысит покупательскую способность наших граждан в отношении к внутренним туристическим продуктам, позволит россиянам воспользоваться уникальным лечебно-оздоровительным потенциалом и многолетним опытом оздоровления на курортах Российской Федерации.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ К РЕЗОЛЮЦИИ

II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНГРЕССА ПО РАЗВИТИЮ

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Глава г.Белокуриха Криворученко С.К.

  • Создать единый орган управления санаторно-курортным комплексом страны;

    подготовить методические материалы для практикующих врачей с описанием курортных факторов и лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса страны;

  • внести предложение в Правительство Российской Федерации по минимальным нормам земельных участков под санаториями, из расчета 150 м2 на одно место размещения для санаториев ёмкостью до 500 мест и 125м2 – для санаториев свыше 500 мест;

  • обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о подготовке поручения Министерству финансов Российской Федерации об увеличении отчислений доли НДФЛ с 20 до 30% в пользу местных бюджетов курортов Федерального значения;

  • внести изменения в ФЗ №171 ст. 16 п.2 разрешить реализацию спиртосодержащих напитков в ресторанах санаториев. Ограничение на розничную продажу спиртосодержащих напитков сохранить;

  • разработать систему классификации санаторно-курортных учреждений с учетом всех составляющих – медицины, размещения, питания, а также анимации.

Интервью с главой города по вопросу создания МУП

       26 ноября состоялось очередное заседание Белокурихинского городского Совета депутатов. Основным вопросом в повестке дня сессии стоял вопрос о целесообразности создания в Белокурихе муниципального унитарного предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  В текущем году в аппарат городского Совета и прокуратуру города неоднократно поступали обращения граждан по поводу неудовлетворительной работы управляющих компаний. Тарифы ЖКХ растут, а оказание услуг не соответствует требованиям. В августе глава города обратился с соответствующим письмом в администрацию и внес в повестку дня сентябрьской сессии вопрос о создании МУП с функциями управляющей компании. Вопрос был рассмотрен, создана рабочая группа. Информация о деятельности рабочей группы заслушана на очередной сессии 26 ноября. Мы попросили прокомментировать эту ситуацию главу города Белокурихи Сергея Криворученко:

- Да, действительно, в городе сложилась неблагополучная обстановка в сфере оказания услуг ЖКХ. В связи с тем, что количество многоквартирных домов в Белокурихе незначительно,  объем жилищных услуг ограничен, поэтому развернуть свою деятельность нескольким управляющим компаниям, создав тем самым конкурентную среду, не представляется возможным. В этом случае неизбежны монопольные проявления в оказании услуг, и как следствие, недостаточный их объем, качество, непрозрачность деятельности и, главное, отсутствие отчетности перед собственниками многоквартирных домов.

В сложившейся ситуации организация муниципального унитарного предприятия позволит в полной мере реализовать полномочия местных органов власти по обеспечению безопасности и благополучия граждан в жилищной сфере. Объем работ и сложность стоящих вопросов в сфере ЖКХ города силами двух специалистов отдела ЖКХ администрации не представляется возможным, так как в их задачи входят вопросы организации благоустройства, разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и газификации, взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями и т.д.

Организация деятельности МУПа не потребует дополнительных расходов из местного бюджета, т.к. средства на эти цели можно взять из тарифа на управление МКД (11,22 руб. за м2 – в 9-этажном доме, 7,90 руб. за м2 – в 5-этажном доме). Для организации работы МУПа достаточен штат в количестве 8-9 единиц (руководитель, инженер, главный бухгалтер - экономист, бухгалтер – кассир, специалист по кадрам - паспортист).

ООО «ГУК», ООО «ЖКХ» останутся на рынке услуг ЖКХ города, будут выполнять те же функции, только в качестве подрядных организаций.

Конечно, мы понимаем, насколько это серьезный шаг, ведь таким образом местная власть должна будет взять на себя всю ответственность за управление жилищным фондом многоквартирных домов города. Но с другой стороны, когда жители со своими проблемами брошены один на один с частным управляющим, муниципалитет не должен оставаться в стороне. Сегодня практически во всех муниципалитетах как Алтайского края, так и страны в целом, есть МУПы, через которые местная власть влияет на ситуацию в жилищном фонде, мы почему-то отказались от этого инструмента, и еще в 2008 году администрацией города была начата процедура банкротсва МУП. С помощью МУПа необходимо будет наладить взаимодействие между управляющей структурой - МУПом и подрядчиками, а главное, с собственниками жилья. Добиться безусловного выполнения условий договора и ежемесячного подписания актов выполненных работ. Чтобы жители видели, за какие конкретно услуги они платят. Сегодня законодательство ввело обязательный перечень  работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД, входящих в состав платы за жилое помещение. В этот перечень входит 43 вида наименований работ, выполняемых с разной периодичностью. Обязательный перечень этих работ мы публиковали в № 34 от 27 августа 2015 года  в газете «Город Белокуриха». Они все выполняются? Если нет, а это очевидно, то собственник вправе спросить, а  где мои деньги?

Необходимо так же призвать собственников – жильцов МКД активнее принимать участие в управлении своим домом. Являться на собрания, вносить и голосовать за конкретные предложения, требовать от управляющей компании надлежащего выполнения всех заявленных в договоре управления работ и услуг, подписания актов выполненных работ.

После активного обсуждения данного вопроса на сессии, депутатами было поручено администрации города подготовить пакет документов по созданию муниципального унитарного предприятия в городе Белокуриха. А именно, Положение о МУПе, Устав, штатное расписание, проект бюджета, а также помещение для организации деятельности предприятия. 

Информация по данному вопросу будет заслушана на первой сессии 2016 года.

 

  



Полезные ссылки