УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
Барнаул 2014 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение 3
1. Общие положения 4-8
2. Виды и формы проверок 8-11
3. Сроки проведения проверок 11-12
4. Согласование проверок с органами прокуратуры 12-13
5. Уведомление проверяемого о проверке 13-14
6. Порядок организации и проведения проверки 14-19
7. Ограничения при проведении проверки 19-20
8. Грубые нарушения, влекущие признание недействительными
результаты проверки 20-21
9. Уведомление о начале осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности 21-24
10. Куда обратиться, если при проверке нарушен Закон 24
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность подлежит контролю (надзору) со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Цель каждой проверки –соответствие деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей требованиям нормативных правовых актов.
Для правового просвещения субъектов предпринимательской деятельности Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае разработал методические рекомендации, в которых содержится информация об основных положениях Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и других нормативных правовых актов. Надеемся, что данное пособие поможет вам лучше ориентироваться в действующем законодательстве, знать свои права и обязанности, квалифицированно защитить их в случае неправомерного вмешательства в предпринимательскую деятельность должностных лиц органов государственного и муниципального контроля.
Настоящие методические рекомендации представлены также в электронном виде на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае: www.ombudsmanbiz22.ru
1. Общие положения
Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обязаны проводить проверки руководствуясь Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон).
1.1. Субъекты регулирования Закона
1) юридические лица, индивидуальные предприниматели;
2) органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – контролирующие органы).
Стоит иметь в виду, что на общественные организации действие настоящего Закона не распространяется.
1.2. Сфера действия Закона
Закон регулирует отношения в области организации и проведения проверок и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в процессе их осуществления.
Действие закона не распространяется на контролирующие органы при проведении и осуществлении:
1) оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
2) прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора) и правосудия;
3) административного расследования;
4) производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
5) расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
6) расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
7) мероприятий по контролю, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
8) проверок, при которых не требуется взаимодействие контролирующих органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований контролирующих органов (наблюдение, визуальный осмотр и др.)
9) контроля за осуществлением иностранных инвестиций;
10) контроля за экономической концентрацией;
11) контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
12) налогового контроля;
13) валютного контроля;
14) таможенного контроля;
15) портового контроля;
16) контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
17) контроля на финансовых рынках;
18) банковского надзора;
19) страхового надзора;
20) надзора в национальной платежной системе;
21) контроля за осуществлением клиринговой деятельности;
21) контроля за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
22) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
23) контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
24) пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
25) контроля за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
Примечание:
Необходимо отметить, что исключение из сферы регулирования данного Закона конкретных видов контроля, не означает исключения из сферы его действия в целом деятельности конкретного контролирующего органа, который его осуществляет.
Например, действие Закона не распространяется на налоговый контроль, т.е. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Данный вид контроля осуществляет Федеральная налоговая служба.
Однако она также проводит проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ - регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). На эти виды контроля действие Закона распространяется, поскольку они не входят в вышеуказанный перечень, хотя проводятся все той же Федеральной налоговой службой.
Также стоит иметь в виду, что действия органов внутренних дел, связанные с проверкой субъектов малого и среднего предпринимательства, производятся в рамках оперативно-розыскных мероприятий и также в сферу регулирования настоящего Закона не попадают.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении:
1) контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ;
2) лицензионного контроля;
3) экспортного контроля;
4) контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций;
5) контроля (надзора) в сфере миграции;
6) надзора в области связи;
7) контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
8) надзора в сфере рекламы;
9) транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта);
10) надзора в области безопасности дорожного движения;
11) контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
12) надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
13) надзора в области использования атомной энергии;
14) надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
15) надзора в области промышленной безопасности;
16) надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
17) пожарного надзора;
18) строительного надзора;
19) контроля (надзора) на территории особой экономической зоны;
20) контроля (надзора) в сферах естественных монополий;
21) контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов);
22) надзора в области организации и проведения азартных игр;
23) надзора за проведением лотерей;
24) надзора за деятельностью некоммерческих организаций;
25) контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
26) жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
27) контроля (надзора) в сфере образования;
28) контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
29) контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
30) экологического надзора (вступает в силу с 01.01.2015 г.);
31) государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля (вступает в силу с 01.01.2015 г.)
1.3. Контролирующие органы
Контролирующие органы в соответствии с данным Законом можно разделить на три группы:
1.3.1. Федеральные
Контролирующие органы в структуре Правительства РФ - федеральные службы. Такие органы подчиняются непосредственно Правительству РФ.
1.3.2. Субъекта Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение проверок, их структуру, полномочия, функций и порядок их деятельности. При этом данные нормы, установленные субъектами Российской Федерации, не должны противоречить рассматриваемому Закону.
1.3.3. Муниципальные
Муниципальными органами власти являются Муниципалитеты и Муниципальные собрания. Проверки проводятся должностными лицами таких органов, уполномоченных в соответствии с их уставами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами.
2. Виды проверок
Согласно Закону проверки делятся на плановые и внеплановые.
2.1. Плановые проверки:
|
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Основание:
Ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора).
Планы проверок размещаются на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доводятся до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.
Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru и на сайте прокуратуры Алтайского края www.prok-altai.ru.
Плановая проверка проводится один раз в три года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
2) окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта;
3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
ИСКЛЮЧЕНИЕ!
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 23.11.2009 № 944.
Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
|
2.2. Внеплановые проверки:
|
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основания:
1. Истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
2. Поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, хозяйствующих субъектов, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
|
2.3. Формы проверок
Документарная
|
Выездная
|
Предметом являются сведения, содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
|
Предметом являются содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые хозяйствующим субъектом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
|
2.4. Место проведения проверок
|
Документарная
|
Выездная
|
проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
|
проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
|
3. Сроки проведения проверок
Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений сотрудников, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
При этом стоит иметь ввиду, что срок проведения каждой проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
Примечание:
Критерии отнесения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, а также микропредприятиям установлены ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
4. Согласование проверок с органами прокуратуры
Согласованию с органами прокуратуры подлежат внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основанием которых являются:
- поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исключение! Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
Без согласования с органами прокуратуры проводятся плановые проверки, а также внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимые по основаниям:
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
- исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Решение о согласовании проверки, которое принимает прокурор содержит: наименование органа прокуратуры, ФИО и подпись прокурора, гербовую печать органа прокуратуры, наименование, ИНН, адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого согласовано проведение проверки, срок проведения проверки, контролирующий орган, уполномоченный на проведение проверки, номер и дату распоряжения контролирующего органа о проведении проверки.
Решение прокурора о согласовании проверки может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд.
5. Уведомление проверяемого о проверке
Плановая
|
Внеплановая
|
О проведении плановой (выездной, документарной) проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации контролирующий орган обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
|
О проведении выездной внеплановой проверки хозяйствующий субъект уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
ИСКЛЮЧЕНИЕ!
Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:
- в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение такого вреда;
в) нарушением прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
- если в результате деятельности хозяйствующего субъекта причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
|