Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления
Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ к информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Статья 13 Федерального закона № 8 –ФЗ содержит требования к информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
Так, например, в сети Интернет размещается информация о порядке обжалования нормативных правовых актов иных решений, принятых государственным органом, его территориальным органом, муниципальных правовых актов; о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах и др.
Кроме того, согласно ст. 14 Федерального закона №8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления определяются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления, при этом, при утверждении указанных перечней регламентируется периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
//Ольга Стешина, заместитель прокурора г. Белокурихи.
|