Гражданская позиция
Гражданская позиция
– …Скульптура – это таинство. Ты берешь за основу мысль, перерабатываешь ее, и она становится материальной. Все, что вы видите перед собой – мои мысли, – скульптор Владимир Войчишин спускается в подвал своего дома, где находится мастерская. На каминной полке терпеливо дожидается зрителей труд восьми месяцев ежедневной шестнадцатичасовой работы: девять скульптур из драгоценных металлов. Войчишин сияет, смело говоря за всю страну: «Нам не страшны санкции. Как делали из золота и серебра, так и будем делать».
Разногласие
Первое, что обращает на себя внимание в работах скульптора, не материал, из которого они сотворены, а форма. Так, политическая реальность, которая волнует его ум не меньше, чем творческие фантазии, воплощена в странного зверя: котопса, чьи головы смотрят в разные стороны, пока неведомо кем надставленная пила разрушает их общее тело.
– Эта работа называется «Разногласие». Каждый здесь видит свое, ведь разногласия есть и между друзьями, и между домочадцами… Я вижу здесь ситуацию на Украине, – комментирует автор.
Политики на полке с новыми скульптурами действительно достаточно: здесь президент, оседлавший медведя («Медведь своей тайги не отдаст»), голова казака с раскуренной трубкой, водруженная на монумент с логотипом «Газпрома» («Турецкий гамбит»)...
Так Войчишин выражает свою гражданскую позицию. Впрочем, даже вне контекста изделия зачаровывают. Каждая деталь не уступает своей тонкостью легендарной подкове на лапке блохи.
– Вот смотри, видишь в трубке у казака табак горит? У меня спрашивают, как ты это сделал? Очень просто, – говорю, – добавляешь меди, она и окисляется! А знаешь, как я свитер Эйнштейну делал?! В общем, над каждой мелочью корпишь... Самое трудное, конечно, лица. Портретное сходство на голове величиной с наперсток дается непросто. Но я изображаю все: морщинки, мимику, даже веки прорисовываю, – говорит Владимир Иосифович.
Пока он рассказывает, мы рассматриваем хитро улыбающегося из полена Буратино («Непорочное зачатие»), Эйнштейна, показывающего язык из чайной чашки («Эйнштейн день рождения»), «Европа на поводке».
– К 70-летию Победы ничего не планируете?
– Нет. Ну, что я сделаю? Солдата? Их и без меня сделано достаточно. Война – это слишком серьезная, всегда острая тема, выразить которую я доступными мне средствами не могу. Мой жанр – сюрреализм. Ни война, ни религия в него не вписываются.
Начало прошлого
– Вот эта работа называется «Генетическая память времени», – продолжает художник, знакомя со вторым залом домашней галереи-мастерской. – Вот что ты видишь?
Понятно-непонятно? Это присоединение двух новых субъектов федерации – Крыма и Севастополя – к России.
– Как вам приходят все эти образы? Во снах?
– Да ничего мне не снится. Просто использую те знания, которые у меня есть и преобразую их. Я вообще ничего не придумываю. Столько событий, героев в реальности… Проблем с идеями нет. Главное – информация. Я просто ее перерабатываю и по-своему преподношу.
Красота и горечь
Говорить о материальных ценностях в атмосфере мастерской гения, чьи работы восхищают экспертов Эрмитажа, неуместно. В одном из прошлых интервью, художник признавался, что, пока он работает, весь домашний быт держится на плечах его жены.
– Мне нет разницы, где работать: в Буэнос-Айресе или в Белокурихе. Просто, когда становишься старше, хочется, наконец, покоя. Ценности меняются. Я рад, что мне удается сохранить независимость, которая позволяет выражать свое мнение так, как я хочу. Окупится – хорошо. Нет – тоже неплохо. Я не гонюсь за этим. То, что я делаю, не бизнес – искусство. Кризисы, трудные времена в нашей стране были, есть и наверняка будут. А человек должен заниматься тем, к чему имеет призвание. Единомышленников, кстати, у меня даже здесь много. Не так давно познакомился с местной творческой интеллигенцией – очень талантливые люди, – продолжает Владимир Войчишин.
Подтверждением того, что его работа будет продолжаться несмотря ни на что, служит скульптура, посвященная Шукшину. Она называется «Красота и горечь» с отсылкой к «Калине красной», творчеству Василия Макаровича, непростой судьбе каждого по-настоящему талантливого человека. Такого Шукшина мог придумать только Войчишин.
Голову Шукшина он поместил на кончик серпа. Серп находится на печатной машинке, рядом извивается кинолента. Скульптор так поясняет свой замысел:
Шукшин у меня жнец художественных образов. Серп ведь – очень древний инструмент, им издавна хлеб скашивали. Тем самым я завязал, что Шукшин – от земли….
Справка
Известные работы Владимира Войчишина: «Скрипка Ротшильда», приобретенная в 2008 году Государственным Эрмитажем для постоянной экспозиции. Кроме вазы из Горной Колывани в Эрмитаже, это единственная работа алтайского мастера, причем приобретенная при жизни.
В 2008 г. Войчишин успешно экспонировал свои серебряные работы на выставке «Таланты Алтайского края» в Государственной Думе РФ. В 2009 году (год Индии в России) им создан и установлен на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» на берегу реки Катунь единственный в мире памятник Николаю Рериху, выполненный в мраморе. Памятник подарен автором Алтайскому краю и является экспонатом государственного музея истории, литературы и искусств Алтайского края. В 2014 г. в холле санатория «Белокуриха» была установлена скульптура из белого мрамора «Чаплин, принимающий бальнеопроцедуры», сюрреалистический сюжет которой был навеян кинематографом. В том же году (год культуры Великобритании и России) на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» был открыт единственный в мире мраморный памятник Джону Леннону руки Войчишина.
Станислава Ваулина
Фото из архива Владимира Войчишина,
комитета по СМИ г. Белокурихи
|