Навязанные услуги и прочие «прелести»…
Финграмотность
Навязанные услуги и прочие «прелести»…
О нарушении прав потребителей в сфере финансовых услуг
www.proxy.plusgo.ru
В настоящее время вопросы защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг являются наиболее актуальными. К сожалению, это связано с тем, что большая часть населения нашей страны не имеет достаточных знаний в данной сфере, и ряд исполнителей финансовых услуг, пользуясь этим, вводят своих клиентов в весьма невыгодное финансовое положение. Часто у граждан возникает множество вопросов, ответы на которые находят не все.
Многие из нас, обращаясь в банк за кредитом, либо в страховую компанию с целью оформления полиса автогражданской ответственности сталкивались с ситуацией, когда сотрудник банка или специалист страховой компании, кроме оформления основной услуги, говорят о необходимости заключения дополнительной платной услуги, например, договора страхования жизни и здоровья, сообщая, что это является обязательным и в случае несогласия в основной услуге будет отказано. В данном случае, дабы не попасться на удочку «назойливых» и «недобросовестных» поставщиков услуг (банков, страховых компаний), важно знать и понимать следующее.
Добровольное страхование (страхование жизни, здоровья, ответственности и пр.) – это самостоятельная услуга по отношению к потребительскому кредитованию граждан. Возможность заключения кредитного договора не поставлена действующим законодательством в зависимость от факта заключения такого договора страхования. Заключение договора добровольного страхования является правом, а не обязанностью заемщика.
Статья 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О Защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме.
Согласно п.2 ст.7 ФЗ №353 от 21.12.2013г. «О потребительском кредитовании», если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Что же делать, если, придя домой, вы все же обнаруживаете, что вам «подсунули» дополнительную услугу добровольного страхования за которую пришлось немного, а иногда и значительно раскошелиться и собственно в которой, по большому счету, вы не нуждаетесь? Здесь главное не медлить, а как можно быстрее направить в адрес страховщика заявление об отказе от договора страхования и возврате уплаченной по данному договору страховой премии. Почему быстрее? А потому, что Указание Центрального Банка России от 20.11.2015 г. №3854-У «О минимальных требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», вступившее в законную силу 01.06.2016 года, обязывает страховщика при осуществлении добровольного страхования предусмотреть условие, согласно которому, в случае отказа страхователя от договора страхования в течение 5 рабочих дней, страховая премия будет возвращена страхователю. Между тем, договором может быть установлен более длительный срок.
Таким образом, дабы не быть обманутым и во избежание незапланированных финансовых потерь, ВАЖНО, при подписании документов внимательно читать их содержание, понимать с чем Вы соглашаетесь и сколько в дальнейшем это будет стоить.
С вопросами в области защиты прав потребителей при покупке товаров (работ, услуг), в том числе в финансовой сфере Вы можете обратиться в Общественную приемную по защите прав потребителей в филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» в г.Белокурихе или в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Белокуриха по адресу: 659900, Алтайский край, г.Белокуриха, ул. 8 Марта, д.15, каб.№2, 5 либо по телефону 8 (38577)-21-5-42; 8(38577)-22-4-42.
Территориальный отдел Управления
Роспотребнадзора по Алтайскому краю
в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском,
Петропавловском, Смоленском, Советском
и Солонешенском районах.
|