Песня о Шукшине
В далеком июне 1986 года мы всей семьей около месяца гостили в Москве. Жили тогда у нашего общего друга семьи – актера Театра на Таганке Валерия Золотухина, который нас гостеприимно, по-землячески принял.
Я почти ежедневно встречался с земляками и друзьями Василия Макаровича Шукшина, частенько навещал одного из них — композитора Павла Владимировича Чекалова. Познакомили меня с ним режиссер киностудии им. Горького Юрий Валентинович Григорьев и наш земляк — актер Алексей Захарович Ванин.
В тот очередной приезд я привез стихи, написанные мною накануне, полагая, что они удачные. Вначале я прочел их по телефону, и Павел, выслушав терпеливо меня, одобрил и попросил, чтобы я их выслал ему, а если соберусь с какой-либо оказией в Москву, то чтобы привез их непременно с собою…
Вот эти стихи:
Над берегом Бии заплакала ива,
И чья в том, не знаю, вина.
В протоках Катуни взгрустнула калина —
Прощальный поклон Шукшина.
Вдали слышен стон журавлиного клина,
Степная звенит тишина.
В катунских протоках созрела калина—
Прощальный поклон Шукшина.
Будь счастлива ты, не грусти, моя ива,
Для радости ты рождена.
В протоках Катуни взгрустнула калина –
Прощальный поклон Шукшина.
С Пикета понятна народам России
Сибирской души глубина.
В катунских протоках созрела калина –
Прощальный поклон Шукшина.
Закрою глаза – и вот она зримо:
Печально горька, но стройна,
В протоках Катуни краснеет калина –
Прощальный поклон Шукшина.
А там, на Пикете, в берёзовой сини,
Знакомая песня слышна.
Про горькую, красную нашу калину
Поют земляки Шукшина.
Павел Чекалов.
Я предложил написать музыку на эти мои поэтические опыты, и не думал, но внутренне все же надеялся, что такой большой мастер, каким был Павел Владимирович, согласится на это. Он пригласил к себе домой меня и поэта-песенника Вадима Семернина, известного всем по песне «Хороши вечера на Оби…»
Я прихватил с собой сына Ваню, и мы, подъехав на Садово-Триумфальную в тогдашний Дом Союза композиторов СССР, поднялись лифтом, если не ошибаюсь, однако на 14-й этаж, где жил тогда Павел Владимирович и где они с Вадимом уже терпеливо поджидали меня.
Помню, я нервничал и курил, не выпуская сигарету изо рта. Вадим подозвал меня поближе к себе и спросил:
– Ваши это стихи?
Я сказал, что мои. Он тут же взял текст и, прочитав его молча, перегнул страницу, удалив таким образом четверостишие, и тут же вернул его обратно мне. Я посмотрел и сказал Вадиму Николаевичу, что с таким исправленным вариантом согласен. Только тогда текст взял в свои руки сидевший рядом и терпеливо ожидающий нашего решения Павел Владимирович, автор музыки к знаменитым фильмам Шукшина «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Праздники детства». Он тут же сел за фортепиано и сразу проиграл, видимо, заранее заготовленную мелодию песни, которая впоследствии стала известна под названием «Былина о Катуни». Позже песня была опубликована в журнале «Культпросветработа» №8 за 1990 год, а спустя какое-то время она появилась в тематическом сборнике «За околицей села».
– Ну как ? – спросил меня Павел.
Я с некоторым волнением и одновременно гордостью сказал, что мне мелодия пришлась по душе.
– Ну, тогда и обмыть её не грех! – И он достал из холодильника коньяк.
– Будем обмывать сразу – каждое слово и каждую нотку? – спросил Вадим.
– Да, наверное, так и поступим. Это самое верное решение! – поддержал в ответ нас Павел.
…Мы припозднились, и сын Ваня – свидетель всему – истомился в ожидании окончания нашей встречи. А мы всё сидели, вспоминали Шукшина и то, как они работали в содружестве над фильмами…
Тогда же, сидя за рюмкой коньяка, договорились, что Павел Владимирович, приедет на Алтай, который он всем сердцем полюбил, а именно к нам в Белокуриху на отдых и лечение.
…Через три года они в составе гостей Шукшинских чтений приехали вместе с режиссером Юрием Григорьевым на традиционные чтения, посвященные 60-летию со дня рождения В.М.Шукшина, которые проходили на родине писателя и актера в алтайском селе Сростки. Это было в 1989 году…
Накануне они останавливались в Барнауле, где оба выступали по краевому телевидению и исполнили нашу песню, фонограмму которой они привезли с собой. Запись была сделана на киностудии им. Горького при участии и помощи супругов Григорьевых под аккомпанемент оркестра Осипова, в исполнении солистки Елены Скидан, ученицы Людмилы Зыкиной…
Приехав в Белокуриху, Павел появился у нас дома с подарками, привезенными из Москвы – моему сыну Ивану он преподнёс нотный альбом: сын тогда осваивал азы игры на баяне, а дочери Елене – концертную домру, которая у нас до сих пор хранится как памятная и дорогая реликвия… Наши дети в то время занимались в музыкальной школе и подарки оказались очень даже уместными. Они довольнёхоньки, а Павел Владимирович, порадовался, как ребенок, что ребятишки приняли эти гостинцы с большим удовольствием и что они им будут лишь только на пользу…
Был мини-концерт, на котором мой сын Ваня играл на баяне, а дочь Елена виртуозничала на подаренной домре, а Павел Владимирович стал дирижером этого дуэта, когда они исполняли какую-то незамысловатую детскую песенку, кажется, «Во саду ли, в огороде…».
Близился час расставания, и в последнюю неделю перед отъездом Павел Владимирович бывал у нас дома, а также мы не единожды выезжали в живописные окрестности на шашлыки, а то и просто на прогулку…
В предпоследний день пребывания в Белокурихе мы решили в виде компенсации за лечение провести в концертном зале санатория творческую встречу, на что Павел Владимирович согласился, но, правда, не сразу, но мы его совместно с культработниками все-таки уговорили…
Был полон зал зрителей, и балкон был заполнен, и практически мест свободных не было.
Павел Владимирович привез с собою киноленту, на которой неизвестным оператором были засняты на пленку похороны В.М.Шукшина, и ее прокрутили, показав горе и трагедию, которая постигла нас в те далекие годы. После демонстрации фильма Павел вышел на сцену и долго рассказывал всем собравшимся о Шукшине, и о том, как они совместно плодотворно работали с ним над известными теперь всем кинофильмами… Зрители долго не отпускали его, а потом проводили его под бурные аплодисменты.
Елена Скидан, Павел Чекалов, Рэм Андреев. 1989 год.
Фото из архива В.Ащеулова.
…На следующий день мы всей семьей и с друзьями пришли проводить его на наш автовокзал, но случайно здесь, в Белокурихе, появился неожиданно на своем автомобиле «Волга» наш алтайский писатель Георгий Егоров, автор романов «Солона ты, земля», «На земле живущим», «Книга о разведчиках» и др. А мы, так и не приобретая билетов на рейсовый автобус до Барнаула, погрузили его вещи в машину и, обнявшись и пожелав друг другу здоровья и счастливого возвращения в столицу, расстались, не подозревая даже о том, что эта наша встреча будет последней в жизни, и какая-то грусть запала в мою душу: мы так привыкли друг к другу за эти двадцать четыре дня, которые он посвятил себе и своему здоровью…
Вспоминаются наши встречи, когда Павел находился на лечении в Белокурихе и я познакомил его с нашим бийским композитором Михаилом Апарневым, с которым они подолгу беседовали и довольно охотно на профессиональные темы. Михаил Константинович показал наши с ним песни, которые мы с ним в соавторстве написали на шукшинскую тематику: «На земле Шукшина», «Над Сростками повисла тишина…» и другие. Павел Чекалов положительно и с интересом отнесся к творчеству бийского самородка и дружески пожелал ему всяческих успехов.
Покидая Белокуриху, Павел Владимирович оставил запись в моей книге отзывов и пожеланий: «Витя! Оставайся таким же преданным делу В.М. Шукшина. Не бойся казаться странным «чудиком» – это прекрасно! Меня очень радует, что есть еще такие люди, которые с большим забвением посвящают себя творчеству В.Шукшина. Надеюсь, что дело твое не пропадет. Продолжай делать добро.
С большой благодарностью и признательностью.
Композитор Павел Чекалов,
23 августа 1989 года».
Он прожил яркую, безусловно, одаренную жизнь, посвятив себя без остатка служению Музе, которая окрыляла его душу и сердце и нам на память оставил богатейшее наследие, которое еще долго будет радовать и очаровывать нас своей искренностью, исходящей из сердца великого Мастера каким был Павел Владимирович Чекалов. Он останется в моей памяти простым, добрым, отзывчивым и мудрым Человеком, Гражданином, Патриотом нашего Отечества, которое он прославлял и любил искренне и честно всей своей многогранной творческой натурой…
Павел Владимирович написал еще одну песню на мои стихи «Родной Алтай» но я клавир, который он привез с собою на Алтай и передал мне, где-то до обидного затерял и до сих пор отыскать не могу, но я думаю и надеюсь, что у него в архивах, если таковые имеются, должно все это сохраниться, по крайней мере, я верю и надеюсь, что это так…
…Печальную весть, что Павла Владимировича не стало 22 июня 1996 года я узнал до обидного довольно поздно, спустя много-много лет от его друга и соратницы Ольги Александровны Ладыченко, профессора того же института, где они вместе работали долгие годы…
Виктор Ащеулов,
член Союза журналистов СССР и России
//Газета "Город Белокуриха", №35 от 3.09.2015 г.
|