Полиция снова обращает внимание жителей города на мошеннические схемы с банковскими картами
УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!
В течение последних лет МО МВД России «Белокурихинский» неоднократно, через средства массовой информации, обращался к жителям и гостям города с разъяснением о имеющихся случаях так называемых «телефонных мошенничеств».
В настоящее время половину нераскрытых преступлений на территории г. Белокурихи составляют хищения, совершаемые дистанционным способом. С начала 2018 года зарегистрировано 36 преступлений указанного вида. Из них раскрыто 2, которые были совершены жителями Алтайского края в отношении потерпевших из Приморского края и Волгоградской области. Т.е. преступники находились на обслуживаемой ГУ МВД России по Алтайскому краю территории.
Для их изобличения понадобились неоднократные выезды оперативных сотрудников в г. Барнаул, но денежные средства уже потрачены преступниками и вернуть их не представилось возможным.
Остальные преступления, по имеющимся данным, совершены с территорий других субъектов России (г. Москва, Калининградская, Самарская, Курганская области, Удмуртия и т.д.) и зарубежных государств, что делает практически невозможным их раскрытие. Зачастую для выезда в командировку в другие регионы, необходимо потратить суммы в десятки раз превышающие причиненный ущерб. А ведь это бюджет страны, из которого оплачивается социальная сфера.
Ранее существовавшие способы мошенничеств в виде звонков с сообщением о попавшем в беду близком человеке, направлении SMS с сообщением о выигрыше и т.п. встречаются редко, но, тем не менее регистрируются.
Основной массив данного вида преступлений совершается по следующим схемам:
- звонок по объявлению, дававшемуся на сайтах сети Интернет (как правило «AVITO.RU») о продаже гражданами имущества, сдаче квартир. При этом преступник сообщает о желании заключить сделку и просит реквизиты банковской карты чтобы перечислить предоплату. Затем просит подойти к банкомату и совершить перечисляемые им действия, которые заключаются в подключении его телефонного номера к счету карты посредством услуги «мобильный банк» или получении доступа к сервису «Сбербанк Онлайн», а затем похищает денежные средства со счета карты и других счетов.
Так, в МО обратился гр. «Н», который дал объявление о продаже квартиры. В ходе телефонного разговора ему пообещали перечислить предоплату на счет карты. Потерпевший прибыл к банкомату и выполнил комплекс действий под диктовку злоумышленника, разговаривавшего с ним по телефону. В результате преступник получил доступ к счету потерпевшего и похитил 14000 рублей.
Для осуществления перевода на счет карты не нужны НИКАКИЕ действия и НИКАКАЯ информация кроме номера карты или номера телефона, к которому «привязана» карта. Не нужно ничего подключать, не нужны НИКАКИЕ коды, поступающие посредством SMS. Все это уловки, используемые преступниками.
- направление СМС-сообщения о блокировании карты и необходимости перезвонить на указанный в тексте номер. (причем номер может начинаться на 8-800…….). При звонке отвечает преступник представляясь сотрудником банка и сообщает о блокировании карты в связи со сбоем программы или попыткой несанкционированного снятия денег. Затем предлагает подойти к банкомату и выполнить последовательность операций которые диктует по телефону. В результате денежные средства со счета оказываются переведенными на счет преступника или его номер оказывается подключен к услуге «мобильный банк» и, впоследствии, денежные средства со счета похищаются.
Сотрудники банка не будут звонить и просить совершить какие-либо действия по карте, сообщить им какие-либо пароли. Возможен только звонок с запросом подтверждения проводимой операции. При этом НИКАКИЕ коды запрашивать сотрудники банка не будут. С обыкновенных абонентских номеров сотрудники банка НЕ ЗВОНЯТ.
- так же все шире распространяется внедрение вредоносных программ в программное обеспечение смартфонов к телефонным номерам которых подключена услуга «мобильный банк». Причем для этого нет необходимости связываться с потерпевшим. При выходе в сеть Интернет, нахождение в зоне действия Wi-Fi, т.н. «вирус» переносится в смартфон и, при обнаружении услуги «мобильный банк», перечисляет денежные средства со счета карты на счет преступника, при этом блокируя поступление SMS о перечислении средств, либо передает данные об услуге «мобильный банк» создателю программы. С целью недопущения подобных фактов необходимо иметь качественные антивирусные программы на смартфонах или пользоваться для управления счетом SIM-картами установленными в несложные телефоны, не имеющие возможности выхода в Интернет. Кроме того, при обращении возникает необходимость изъятия телефона для проведения экспертизы в Экспертно-криминалистическом центре Главного управления МВД России по Алтайскому краю.
- направление SMS, с предложением знакомства, информацией об одобрении кредита и т.п., с предложением перейти по полученной ссылке Интернет ресурса. При входе на сайт, в телефон попадает вредоносное программное обеспечение и, при обнаружении услуги «мобильный банк», перечисляет денежные средства со счета карты на счет преступника, при этом блокируя поступление SMS о перечислении средств, либо передает данные об услуге «мобильный банк» создателю программы.
Не активируйте SMS со ссылками, поступившие из незнакомых источников или с предложением посмотреть фото, даже если в сообщении указана Ваша фамилия или имя. Это способ используемый мошенниками похитить денежные средства.
- имеют место заказы доставки продуктов, иных предметов водителям такси, руководителям и сотрудникам предприятий гостиничной сферы с просьбой зачислить деньги на счет абонентского номера телефона, обещая отдать деньги при доставке. Номера явно не принадлежат емкости абонентских номеров Алтайского края. (адреса, телефоны, данные лиц которыми представляются, преступники узнают в сети Интернет). После перечисления денег номер отключается. Кроме того, имеют место звонки в торговые, сервисные предприятия, когда преступники, представляясь руководителями предприятия, указывают о передаче или переводе наличных.
Так, в МО обратился гр-н «С», которому поступил заказ на перевозку руководителя полиции другого региона из здания отдела полиции. Потерпевший выполнил высказанную по телефону просьбу о пополнении счета телефонного номера на значительную сумму. После этого все абонентские номера с которых ему звонили, перестали отвечать. Номера принадлежат к емкости отдаленных регионов РФ.
МО МВД России «Белокурихинский» обращается к жителям и гостям города с просьбой не поддаваться на уловки преступников, не стремиться к неожиданному и скорому обогащению, обещаемому по телефону, т.к. это ведет к причинению крупного ущерба, возместить который, как показывает практика, невозможно.
При покупках в сети Интернет пользуйтесь услугами проверенных продавцов (при этом внимательно изучайте страницы, т.к. возможно создание максимально похожих копий, так называемых «двойников») либо изучайте отзывы о сайтах продавцов, с указанием данных и номеров телефонов, на сайтах, посвященных борьбе с мошенниками, предупреждению мошенничеств, на форумах которые легко найти в Интернете.
Так же хотелось бы обратиться с просьбой не доверять посторонним лицам свои банковские (в т.ч. кредитные) карты, не передавать их посторонним, не сообщать НИКОМУ, в т.ч. сотрудникам банков, полиции, прокуратуры, налоговых органов и т.д., сведения о номере карты, сроке ее действия, трехзначном номере на обратной стороне т.к. позволит осуществлять хищения денежных средств), внимательно относиться к сохранности сведений о PIN-кодах карт.
При получении сообщений в социальных сетях от знакомых с предложением поучаствовать в лотереях, розыгрышах, акциях по получению денежных средств, просьбах перевести деньги с обещанием вернуть и т.п., проверяйте достоверность информации в ходе телефонного разговора, т.к. мошенники взламывают страницы и направляют сообщения с целью обмана. Имеется примеры совершения аналогичных преступлений в отношении жителей г. Белокурихи, когда денежные средства переводятся в США, Республику Азербайджан.
Данного рода преступления, в связи с их совершением путем удаленного доступа и с территорий других регионов, сложностью установления конечного получателя денежных средств, использованием электронных платежных систем, представляют значительную сложность в раскрытии и возмещении ущерба потерпевшим.
//МО МВД России «Белокурихинский»
|