Пожарная безопасность автотранспорта
Пожарная безопасность автотранспорта
Ежегодно при наступлении осенне-зимнего периода возрастает количество пожаров на транспорте. Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.
Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона, в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:
В гаражах: неосторожное обращение с огнём; нарушение правил пользования электрооборудованием, в том числе подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортном средстве; проведение электросварочных работ; неисправность электрооборудования и электрической сети гаража; нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.
В автомобиле: неисправность электрооборудования и топливной системы; неосторожное обращение с огнём при курении в салоне автомобиля; использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя; утепление двигателя транспортного средства с использованием горючих материалов (утеплителей).
При ремонте: неисправность электрооборудования, в том числе изменений внесенных в электрическую цепь самим автовладельцем; нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожное обращение с огнём. Анализ пожаров показывает, что при пожарах, как в гаражах, так и в автомобилях из-за неисправности электрических сетей и электрооборудования наиболее часто встречаются следующие причины:
- Короткое замыкание - происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании ток протекая по проводнику вызывает значительное его нагревание, при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования. Зачастую причиной пожара становится использование в качестве аппаратов защиты (предохранителей) самодельных некалиброванных вставок (монет, скрепок, гвоздей и т. д.), кроме этого повторное включение предохранителей допускается только после установления и устранения причины отключения (перегорания), так же не допускается использование аппаратов защиты (предохранителей), ток защитного отключения которых превышает значения, рекомендованные заводом изготовителем.
- Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.
- Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите. Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами и т.д.
Не меньшую опасность в холодное время года представляют электрические подогреватели (котлы подогрева) установленные на автомобиле и использующиеся автомобилистами для подогрева двигателя. Как правило, опасность представляет не сам электрический подогреватель, а электрический провод идущий от него, подключаемый к электрической розетке. Многие из нас встречают на дорогах автомобили с торчащими снаружи проводами от подогревателей, при этом автомобилисты не задумываются о том, что в условиях низких температур изоляция на данном проводе тоже «замерзает», становиться менее эластичной, а при движении подвергается вибрации, в результате чего в изоляции провода образуются трещины, что в последствии может привести к пожару.
Меры пожарной безопасности:
Только повышенная ответственность каждого владельца транспортного средства за соблюдение правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.
В соответствии с Правилами Противопожарного режима в Российской Федерации
В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:
- загромождать выездные ворота и проезды;
- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
- оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии утечки топлива и масла;
- заправлять горючим и сливать из транспортных средств топливо;
- хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла;
- подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
- подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения.
|