Специалисты дают советы родителям
Как обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада?
6 июля детский сад «Сказка» распахнул двери для своих новых воспитанников. Каждый год приходят в учреждение новые малыши, но каждый раз все как будто впервые.
Как организовать встречу и пространство так, чтобы каждому ребенку было максимально комфортно? Что придумать для первого знакомства, чтобы сделать родителей союзниками в воспитании детей? Много разных вопросов решают педагоги и администрация детского сада, еще больше их предстоит решить на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду.
Детский сад «Сказка» знаком белокурихинцам мероприятиями, которые проводятся на городском уровне с участием воспитанников и педагогов. Поэтому многие родители выражают желание привести своего кроху в современное здание с развивающей образовательной средой и заботливыми педагогами.
Знакомство с учреждением начинается с прихода родителей с детьми на детские площадки, изучения нормативных документов, программ и фотоотчетов на официальном сайте организации (http://bel-skazka.ru). Большое значение для выбора играют отзывы родителей, чьи дети посещают детский сад или являются его выпускниками.
Уже традиционно руководитель учреждения, Ирина Желтикова приглашает родителей на общее родительское собрание, где представляет учредительные документы, знакомит с правилами и режимом дошкольного учреждения, презентует интересные события и традиции, призывает к активному родительско-педагогическому взаимодействию.
Педагоги обеспечивают развивающую предметно-пространственную среду, учитывающую индивидуальные потребности, потенциальные возможности и психологические особенности каждого. В каждой групповой комнате просматривается своя уникальность, отражающая и само название группы: «Грибок», «Мишка», «Теремок». В реализации образовательной деятельности принимают активное участие и помощники воспитателей, которые также заинтересованы в успешном привыкании детей к новым условиям и формировании социального опыта.
Дети приходят с разным уровнем развития в области самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, коммуникативной сферы, владения предметной деятельностью и двигательной активностью.
Как же обеспечить каждому ребенку положительную динамику в развитии, учитывая его имеющийся опыт, интересы и, способствуя успешной адаптации?
Всем взрослым (родителям и бабушкам, дедушкам, принимающим участие в процессе воспитания детей) необходимо знать, что же должен уметь ребенок к 3 годам с целью согласования воспитательных воздействий в семье и детском саду.
Предлагаем познакомиться с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Дошкольное учреждение обеспечивает условия для благополучного пребывания ребенка в среде сверстников и личностного развития. Однако, положительные результаты могут быть достигнуты только при взаимодействии всех участников образовательных отношений, позитивном принятии родителями правил детского сада.
Предлагаем обратить внимание на следующие моменты:
- Поддерживайте в семье спокойную атмосферу понимания, любви и поддержки.
- Установите четкие правила, будьте последовательны в предъявлении требований к ребенку.
- Домашний режим должен соответствовать режиму детского сада, включая выходные и праздничные дни, период болезни и отпуска.
- Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены (как пользоваться горшком, носовым платком, полотенцем, мылом, бумажной салфеткой).
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Подкрепляйте инициативу ребенка в проявлении самостоятельности.
- Договоритесь, кто будет отводить малыша в детский сад (с кем более легко расстается) и кто будет забирать.
- Избегайте в присутствии ребенка негативных эмоций и выражений в адрес детского сада.
- Предупреждайте сотрудников дошкольного учреждения об особенностях состояния ребенка после выходного дня (физического, эмоционального).
- Сообщайте педагогам группы информацию о здоровье ребенка с целью понимания причин дезадаптации.
- Минимизируйте в окружающей обстановке ребенка раздражители, вызывающие тревожность, страх, агрессию.
- Проявляйте интерес к событиям детского сада, вникайте в содержание мероприятий, принимайте активное участие в них.
- Обращайте внимание на эмоциональное, физиологическое состояние ребенка, коммуникативное развитие, направленность интересов.
- Прислушивайтесь к своему ребенку, предлагайте ему разные варианты поглаживания (поцелуи, обнимашки, принятия на руки и т.п.).
- Обращайтесь к малышу по имени, которое принимается им особенно приятно.
- Интересуйтесь у педагогов детского сада о том, как ребенок был включен в активность, разные виды деятельности, какие достижения продемонстрировал с целью поощрения.
//Наталья Колпакова,
старший преподаватель КГБУ ДПО АКИПКРО,
методист МБДОУ «Детский сад «Сказка»
|