Герб белокурихи Город Белокуриха
Главная » Новости » Пожарная охрана информирует

Стало известно, почему инспекторы не смогли проверить «Зимнюю вишню»

Стало известно, почему инспекторы не смогли проверить «Зимнюю вишню»

Экстренные проверки всех торгово-развлекательных центров после трагедии в Кемерове, в ходе которых выявляются тысячи нарушений, выявили и серьезные недостатки в организации контрольно-надзорной деятельности. Но не стоит обвинять во всем инспекторов. Они, как выяснилось, стали заложниками несовершенства действующего законодательства.

О том, что нужно срочно менять прямо сейчас, не дожидаясь новых бед, «МК» поговорил с главным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС России Ринатом ЕНИКЕЕВЫМ.

– Сейчас много говорят о том, что проверка «Зимней вишни» в 2016 году длилась всего пару часов. Как такое могло произойти?

– В 2015 году руководитель надзорного органа МЧС России спланировал проверку ООО «Зимняя вишня». В мае 2016 года издал распоряжение, которым уполномочил инспектора на ее проведение с 6 июня по 1 июля. Для того чтобы подготовиться к проверке, инспектору необходимо собрать сведения о том, кто является ответственным за пожарную безопасность, какие существуют инструкции и прочее, – прежде чем идти на объект, необходимо владеть всей ситуацией. Инспектор пригласила к себе представителя организации, та приехала для беседы и представления документов. Закон обязывает инспектора разъяснить предпринимателю, в отношении которого проводится проверка, что с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года от плановых проверок освобождены все субъекты малого предпринимательства. Инспектор исполнила свою обязанность – разъяснила представителю «Зимней вишни» его права. Инспектор разъяснила и то, какими документами подтверждается отнесение предприятий к субъектам малого предпринимательства. Представитель заявила, что завтра привезет документы. И уехала. Все это заняло примерно час, о чем инспектором и была сделана запись. Уже к 9 утра следующего дня представитель привезла документ от госоргана, уполномоченного на его выдачу, свидетельствующий о том, что ООО «Зимняя вишня» является субъектом малого предпринимательства. Инспектор, изучив этот документ, составила акт, исполнив требование федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И прекратила проверку. Формально – на втором часе ее проведения.

– Получается, что права проверить «Зимнюю вишню» у инспектора не было?

– Не было, это требование действующего закона.

– Зная, что «Зимняя вишня» – это место, куда приходило много людей с детьми, могла инспектор настоять на проверке? Или сама прийти и полюбопытствовать, как там дела с пожарной безопасностью?

– У нас в законодательстве в отношении субъектов хозяйственной деятельности действует принцип добросовестности, поэтому попытки инспекторов провести проверки в отношении субъектов малого предпринимательства жестко пресекаются. В первую очередь органами прокуратуры, призванными следить за законностью контрольно-надзорной деятельности. Около 300 инспекторов ежегодно получали за такие попытки взыскания, лишались премий, а еще есть статья Уголовного кодекса «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности».

– А когда только собирались устроить предпринимателям эти «надзорные каникулы», МЧС что говорило?

– То, что инспектор не должен разбираться, какие юрлица занимают те или иные площади. Если объект огромный, сложный технически, инспектору не нужно разбираться в том, кто собственник, кто арендатор, кто залогодатель, залогодержатель и так далее. Он должен прийти, проверить все здание, выявить нарушение, если есть, и установить, кто несет за это ответственность.

– И к чему пришли?

– Чтобы подготовиться к проверке, ее нужно спланировать за несколько месяцев до начала. Инспектор должен узнать, кто собственник проверяемого объекта, кто арендатор. Но приходит время, инспектор появляется на объекте, а там уже работают другие люди. И они ему говорят: меня в плане проверок нет. Инспектор открывает сводный план проверок, утвержденный Генпрокуратурой, где действительно этого юрлица нет. И законных оснований для проведения проверки, получается, тоже нет.

– Как вы в таких условиях работаете?

– Все эти годы мы проверяем здания, так сказать, кусочками. Доходим до какого-то уголка, а там ничего нет – собственник сменился. Уходим. Так было и с Кемеровским кондитерским комбинатом. В 2012 году инспектор провел там проверку, выдал предписание. В 2013 году пришел проверять предписание, а часть площадей, где были нарушения, уже проданы другим собственникам. Если же инспектор будет придумывать причины, чтобы провести проверку в отношении малого бизнеса, как я сказал ранее, он будет строго наказан – и своим начальником, и прокурором. Да еще и на публичных слушаниях, которые мы регулярно проводим, встанет защитник бизнеса или сам предприниматель и скажет: а вот этот инспектор нас незаконно проверял, со всеми вытекающими негативными последствиями.

– И как с этим жить дальше?

– Мы предлагаем внести изменения в Градостроительный кодекс, в закон о пожарной безопасности, в закон о защите прав юридических лиц и в проект закона о госконтроле, который сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме.

– Что конкретно нужно изменить?

– Мы хотим, чтобы инспектору дали понятный для всех инструмент проверки, а не так, что дали тупые ножницы, один глаз заклеили и говорят: сделай хорошую стрижку. Инспектор не должен разбираться, кто на объекте арендатор, у кого в залоге имущество, кто что продал, кто готовится продать и так далее. Есть торговый комплекс, его и надо проверять. Найдено нарушение – нужно устанавливать, кто собственник, скажем, воздуховода, у которого нет задерживающего клапана. Он должен получить предписание и исполнить его в срок. А сегодня получается, что с инспектором на объекте играют в прятки. Также мы предлагаем проверять торгово-развлекательные центры не реже раза в год. Причем независимо от того, были там выявлены нарушения или нет. И проверки эти должны проводиться без предупреждения. Сейчас мы обязаны предупреждать о проверке за три дня. МЧС считает, что инспекторы должны иметь право проводить рейды на социально значимых объектах, не уведомляя об этом арендаторов.

– Ох уж эти рейды...

– Согласен: нельзя давать инспектору возможность приходить когда вздумается и отвлекать бизнес от работы, эту сферу надо регламентировать. У инспектора должны быть плановые проверки и внезапные. Для внезапных должен быть повод и основание. Сегодня получается, что единственный повод для внеплановой проверки – это жалобы граждан. Но вот по «Зимней вишне» ни одной жалобы не поступило. А ведь если бы кто-то сообщил, что там регулярно закрывали двери кинозалов на ключ, о чем сейчас многие вспомнили, то внеплановая проверка при согласовании с прокуратурой была бы проведена.

– Вы упомянули изменения, которые необходимо внести в Градостроительный кодекс. Что здесь не так?

– У нас в Градостроительном кодексе записано, что на стройплощадку может войти только инспектор строительного надзора и больше никто.

– А при каких обстоятельствах пожарный инспектор может туда прийти?

– Ни при каких. Строители регулярно горят в бытовках, а нас туда для проверки пожарной безопасности не пускают. Дознаватели МЧС проводят там проверки только после произошедшего пожара.

– Что вы предлагаете?

– Вернуть Госпожнадзор в число тех, кто согласовывает документы на этапе проектирования, строительства, реконструкции и капремонта зданий. Необходимо ввести и обязательность уведомления органов Госпожнадзора о вводе объектов в эксплуатацию, об изменении назначения объекта и об изменении присвоенной объекту категории риска.

– На днях от «Открытого правительства», которое как раз курирует реформу надзорных органов, прозвучало интересное предложение: следить за состоянием объектов в онлайн-режиме. Это реально? Есть на это деньги? И как это будет выглядеть?

– Сейчас предлагается много разных мер. Некоторые необходимо вводить срочно, другие – среднесрочные, третьи – перспективные. Это предложение, на мой взгляд, как раз из разряда перспективных. По сути, это Интернет вещей. И на это, как вы понимаете, скорее всего, могут потребоваться серьезные средства.

– А что можно сделать быстро?

– Можно развивать краудсорсинг, привлекать, так сказать общественное мнение. Пришел человек в кинотеатр и видит: светильники запасного выхода не горят. Сфотографировал, направил на выделенный ресурс или в надзорный орган.

– Еще вы сказали, что надо менять правила пожарной безопасности. Какими они должны быть для детских игровых комнат?

– Изменения правил пожарной безопасности не требуется. Необходимо пересмотреть отношение к их соблюдению и процедурам исполнения. Правилами уже предусмотрено обязательное наличие огнетушителей, внутреннего противопожарного водопровода. Материалы, которыми отделаны пути эвакуации, не должны быть горючими. Аниматоры (воспитатели) должны постоянно держать детей в поле зрения и знать, как нужно действовать в случае возникновения пожара. Нужно ли бежать в гардероб, чтобы надевать на детей куртки, шапки, уличную обувь, или нет? Сегодня они этого не знают.

– Кто несет ответственность за обучение персонала?

– Собственник объекта – торгового центра.

– Мы никак не можем избавиться от кампанейщины. Вот сейчас пройдут сплошные проверки торговых центров и снова предприниматели начнут кивать на «надзорные каникулы». А ведутся уже разговоры о том, что их надо продлить до конца 2022 года. Что на это скажете?

– МЧС предлагает внести изменения в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», позволяющие Госпожнадзору проверять владельцев и арендаторов объектов с массовым пребыванием людей, даже если речь идет о малом бизнесе, невзирая на «надзорные каникулы». Нужно обязательно обеспечивать права бизнеса, хозяйствующих субъектов. Надо заботиться о бизнесе и развивать его. Но напоминать о культуре безопасности и контролировать его тоже необходимо. Вот и надо сейчас найти ту самую грань между соблюдением прав предпринимателей на объектах с массовым пребыванием людей, высокой категории риска и обеспечением безопасности.

 



Категория: Пожарная охрана информирует | Просмотров: 883

Дата добавления: 09.04.2018




Категории
Избирательная комиссия города Белокуриха
События недели
150 лет курорту Белокуриха
ТВ-новости
Жизнь города
Образование
Культура
Туризм и курорт
Спорт
Объявления и официальная информация
Центр занятости населения
Интервью Главы города
Совет Депутатов
Статьи
Муниципальные правовые акты
ГО и ЧС
Прокуратура информирует
МО МВД России «Белокурихинский»
Еженедельная информация
Пожарная охрана информирует
Росреестр сообщает
Кадастровая палата информирует
Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды"
«Формирование современной городской среды на территории города Белокуриха Алтайского края» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы. Муниципальная программа.
Эксперимент по развитию курортной инфраструктуры региона и взиманию курортного сбора
Роспотребнадзор. Центр гигиены
Белокуриха-2
Межмуниципальное сотрудничество
75-летие Великой Победы
Перепись населения
Профилактика COVID-19 в Белокурихе
Общественная палата
Центр физической культуры
Полезные ссылки






Оценка удовлетворительности

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!



<


муниципальные услуги





муниципальные услуги












Предпринимательство в Белокурихе

Отзывы

Социальный контракт

Алтайское краевое Законодательное Собрание



Госуслуги



torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов


Инвестиционный портал Алтайского края




Управление по труду и занятости населения Алтайский край





Фонд капитального ремонта МКД Алтайского края

Зарплата в конверте