Турист как потребитель туристских услуг
В статье 4 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» сказано, что государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется путем защиты прав и интересов туристов. Но сам Закон не предусматривает никаких способов защиты прав туристов. В таком случае следует обратиться к Гражданскому кодексу и Закону о защите прав потребителей, которые содержат наиболее подробную нормативно-правовую базу защиты прав туристов. Национальный стандарт ГОСТ Р 50690-2017 определяет туристские услуги как услуги по удовлетворению потребностей туристов в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации, в том числе в услугах: перевозки; размещения; питания; экскурсий.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
Трансфер (групповой, индивидуальный). Услуга предоставляется туроператорами в составе тура, отелями, а также трансферными компаниями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРА
Комплексный тур включает в себя организацию перелета или перевозки путешественников; размещение их по месту прибытия; обеспечение питанием, развлечениями и экскурсиями; иные услуги в зависимости от целей поездки.
Туроператоры занимаются туристским продуктом, его формированием и реализаций.
Турагенты занимаются продажей туристского продукта.
Экскурсионный тур включают в себя организацию краткосрочного посещения (длительностью не более суток, без ночевки) объектов туристско-экскурсионного интереса. Это могут быть: музеи, выставки, галереи, объекты культурного и исторического наследия, заповедники, промышленные предприятия, деятельность гидов и экскурсоводов, услуги сопровождающих туристических групп.
БРОНИРОВАНИЕ
Посредниками при покупке авиабилетов, туров, резервировании гостиничных номеров и квартир и гарантирующие бронь зачастую выступают интернет ресурсы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Турагенты должны довести до потенциальных клиентов о новых и интересных туристических направлениях, вариантах размещения, расписании движения транспорта, помогают составить примерный бюджет предстоящей поездки.
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА
Наличие разрешительных документов на оказание услуг (лицензий, патентов), безопасность туристской услуги для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также окружающей среды, соответствие уровня сервиса и категории объекта размещения заявленным в договоре, качество питания и ресторанного обслуживания, скорость и комфортность трансфера, объем и качество предоставления туристической информации, в том числе об экскурсионных продуктах, соблюдение сроков путешествия, отзывы конкретных туристов о качестве оказанной услуги и достижении целей путешествия.
ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРАВ
Согласно статье 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае, если у гражданина возникли основания понимать, что оказанная ему услуга была исполнена некачественно, он вправе потребовать: устранить то, что он считает недостатками услуги; снизить цену; бесплатно оказать аналогичную услугу повторно; возместить понесенные клиентом дополнительные расходы из-за некачественно оказанной услуги; после отказа от дальнейшего потребления услуги потребовать компенсации затраченных на путевку средств, а также возмещения морального вреда; уплатить неустойку, если были нарушены сроки оказания услуги.
ДОСУДЕБНЫЙ ПУТЬ
Урегулирование конфликта на почве недовольства оказанными туруслугами является написание претензии в адрес исполнителя данной услуги (п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 исполнителями туристских услуг являются туроператор и турагент в рамках своих компетенций), которую направлять туроператору.
Турагент обеспечивает клиента полной и достоверной информацией о турпакетах, на основании которой он делает правильный выбор, и если турагент ввел путешественника в заблуждение, сказав, одно, а на самом деле оказалось другое, то ответственность понесет турагент, а не туроператор.
Срок подачи претензии к качеству оказанных туристских услуг предъявляется исполнителю в течение 20 дней с момента окончания действия туристского договора, если иной срок не оговорен в нем.
Согласно ст. 10 Закона об основах туристской деятельности в РФ претензии туристов к туроператору подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты их получения.
ОБРАЩАЕМСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ
Ростуризм – федеральный орган исполнительной власти, контролирующий субъектов туристической деятельности. Может лишить туроператора лицензии. Письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней.
Роспотребнадзор – организация, следящая за защитой прав потребителей во всех сферах оказания услуг. Лучше обращаться по месту нахождения нарушителя.
Прокуратура. Если есть подозрения, что в действиях туристической организации содержится состав преступления.
Суд. Если досудебный претензионный путь не дал потребителю оказанных некачественных туристских услуг желаемого результата, то идем в суд с исковым заявлением за возмещением материального и морального вреда.
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Алтайском крае в г. Белокурихе»
группа по защите прав потребителей, гигиенического обучения
и воспитания населения
г. Белокуриха, ул. 8 марта,15, каб. №3
Тел:8 (385 77) 34-1-28
jurist-belokurikha@altcge.ru
|