В Белокурихе прошла межведомственная акция «Инклюзивная семья 2018»
В Белокурихе прошла межведомственная акция «Инклюзивная семья 2018»
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Наталья Калиман
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной и социальной политики в области обучения, воспитания и сопровождения детей и семей с особыми образовательными потребностями.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, воспитанников, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование, сопровождение семей – это система образовательных, социальных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательной организации, на доступность окружающей среды.
К сожалению, в городе Белокурихе, как и во всем мире, есть дети с «особым» развитием. Семьям, у кого «особый» ребенок, приходится сталкиваться с трудностями, о которых родители здоровых детей даже не догадываются.
Такие семьи нуждаются в комплексной психолого–педагогической и социальной помощи и сопровождении. Важно ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, на выработку у него умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи именно с раннего периода позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.
В рамках Международного дня семьи в г. Белокуриха прошла межведомственная акция «Инклюзивная семья 2018», в которой приняли участие образовательные и социальные институты города: Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г. Белокурихе», МБДОУ «Детского сада «Сказка», КГБУЗ «Центральная городская больница г. Белокурихи», МБОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1».
В Филиале ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г. Белокурихе», при содействии филиала КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района» с приглашенными семьи-участники акции «Инклюзивная семья-2018» были проведены игры, конкурсы с участием сказочного героя Карлсона. Кроме того родителям были вручены памятки и буклеты по защите прав потребителей по вопросам охраны семьи, материнства и детства. Хочется отметить, что среди приглашенных семей никто не остался в стороне, и родители и дети с вдохновением создавали рисунок своей семьи, активно участвовали в конкурсах. Было приятно, что семьи уважают здоровый образ жизни, оптимистичные, жизнерадостные и сплоченные! В завершении встречи, ребята и родители написали свои пожелания на ладошках и с воздушными шарами запустили их в небо, а так же получили памятные призы и сладкие подарки.
Также на базе филиала Алтайской академии гостеприимства инженером группы по защите прав потребителей, гигиеническому обучению и воспитанию населения Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в г. Белокурихе» Черепановой Мариной Олеговной была проведена коучинг-сессия: «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?». Перед занятием студенты 2 курса факультета «Гостиничный сервис» заполнили анкеты, в которых выразили свое отношение к вопросу инклюзивного образования.
Целью коучинг-встреча было через проигрывание и переживание на основе собственных ощущений и чувств, прийти к осознанию необходимости введения инклюзивного обучения. Студенты работали 3-мя группами. Каждая группа презентовала сценку и сообща выходила на тему инклюзивное образование. Хочется отметить, что ребята ответственно подошли к выполнению данного задания. Очень живо и эмоционально обсуждали тему введения инклюзивного образования в обществе.
Следующим этапом у них было создание проекта «Академия гостеприимства будущего». Каждая группа отразила совместное видение учебного заведения в своих постерах (плакатах), поделилась с коллегами. Проекты получились креативными, учитывались все тонкости жизни студентов с ограниченными возможностями. Наибольшую эмоциональную реакцию вызвал просмотр достаточно известного видео «Китайский балет инвалидов». Участников встречи эмоции захватили и чтобы прожить эти несколько минут с самим собой и собственными ощущениями, все «общались без слов». Затем постепенно студенты включились в работу вновь. Желающие высказали собственные впечатления и мысли, которые у них возникали на протяжении всей встречи. Об эффективности встречи свидетельствуют заполненные оценочные листы и комментарии, данные студентами в конце.
Педагогом-психологом МБОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1» Ольгой Владимировной Лещевой было проведено изучение отношения учащихся к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Анкетирование было проведено в 4 «А» классе. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: ребята понимают и знают, кто такие дети с особенностями в развитии, относятся с жалостью, сочувствием, и доброжелательно. На вопрос «Как ты относишься к тому, что дети с ограниченными возможностями учатся вместе со всеми детьми в школе?» большинство участников опроса выразили положительную реакцию. На вопрос «Если ребёнку с ограниченными возможностями здоровья понадобится помощь в школе, ты поможешь? Все учащиеся ответили, что обязательно окажут помощь, поддержку.
На вопрос «Ты хотел бы дружить с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья? Почему?» У 98% учащихся ответ - да. Ребята объясняют почему: «если он что-то не может, это не повод с ним не дружить», «потому что мы с ним бы играли и я ему помогал», «я буду с ним дружить, если некоторые люди могут его обижать, а я бы его защитил», «у него доброе сердце. Мне не важно какой он, главное с хорошим сердцем», «он такой же человек как и я, он всегда поймёт меня», «я хочу ему помогать дружить, потому что ему скучно», «всем нужна поддержка», «у таких детей мало друзей, я с ним буду дружить», «скорей всего это будет хороший человек», «он мой друг», «жалко что с ним случилось, я хотела поддержать».
Таким образом, по данным опроса мы понимаем, что данная тема волнует детей, некоторые имеют друзей и родственников, у которых проблемы со здоровьем. И что на наш взгляд важно - желают помощь и принимают «особых» детей!
МБДОУ «Детский сад «Сказка» в сотрудничестве с КГБУЗ «Центральная городская больница г. Белокурихи» с 2016 года реализует «Модель психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в ДОУ в условиях инклюзии». Опыт детского сада основан на предоставлении вариативных форм обучения и сопровождения детей с ОВЗ через взаимодействие всех участников образовательных отношений. Педагоги считают, что для эффективной работы в рамках инклюзивного образования необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия детей, их родителей, педагогических и руководящих работников, что повысит качество реализуемых и доступность предоставляемых услуг.
В детском саду осуществляется ежедневное сопровождение детей и семей в рамках инклюзии. В практике ДОУ используются различные подходы и технологии для воспитания и сопровождения детей и семей с ОВЗ, в основе которых принципы индивидуализации и дифференциации, учитывающие как состояние здоровья, структуру дефекта, так и индивидуально-типологические особенности ребенка.
В образовательной организации в настоящее время 4 воспитанника, отнесенных к категории детей с ОВЗ. Основным субъектом психологического сопровождения является ребенок с ОВЗ, но также в этот процесс включены и другие воспитанники, родители (законные представители), воспитывающие детей и с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, педагогические и руководящие работники. Следовательно, сопровождение направлено на всех участников образовательных отношений.
Педагогом-психологом Юлией Александровной Абаскаловой в сопровождении семей и детей с ОВЗ используются ресурсы сенсорной комнаты, что позволяет создавать наиболее эффективные условия для ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ. С одной стороны, сенсорная комната – это помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения, и направленное на развитие высших психических функций, эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. С другой стороны, сенсорная комната – одно из условий обеспечения коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья.
Также постоянно оказывается сопровождение, консультирование семей в Консультативном пункте.
Участники межведомственная акция «Инклюзивная семья 2018» считают, что образование ребенка не должно быть ограничено его физическими, интеллектуальными или психическими особенностями. У нас для этого есть все условия и ресурсы. Нужно научиться их продуктивно использовать в интересах людей разных возможностей и способностей.
Организаторы межведомственная акция «Инклюзивная семья 2018» в городе Белокуриха благодарят всех, кто стали участниками и всех, кому эта тема близка за принятие, активную жизненную позицию и добро!
Статью подготовили:
М.О. Черепанова
инженер группы по защите
прав потребителей,
гигиенического обучения
и воспитания населения
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Алтайском крае в г. Белокурихе»,
О.В. Лещева,
педагог-психолог
МБОУ «Белокурихинская
средняя общеобразовательная школа №1»,
И.А. Желтикова,
клинический перинатальный психолог
ЦГБ г. Белокурихи и
заведующий МБДОУ «Детский сад «Сказка»
|