Вниманию автовладельцев.
В связи с большим количеством обращений граждан, связанных с заключением договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО), и допускаемых со стороны страховщиков нарушений прав потребителей, Роспотребнадзор напоминает.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это страхование риска нанесения водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании транспортного средства.
При заключении договора ОСАГО одновременно к договору Вам предлагают заключить любой другой договор либо обуславливают приобретение одного договора совместно с другим, например, добровольного страхования от несчастных случаев и болезней со страховой компанией, другими словами, навязывают дополнительную услугу за плату. При заключении договоров финансовые организации (банки, страховые компании) обязаны предоставлять полную, необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах. Потребитель (заемщик) до заключения договора вправе ознакомиться с соответствующей информацией и соответственно согласиться с условиями сделки либо нет. Наличие подписи свидетельствует о согласии заключить сделку поэтому прежде чем поступить подпись обязательно прочитайте условия договора.
В соответствии с Указанием Банка России от 21.08.2017 N 4500-У "О внесении изменения в пункт 1 Указания Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования"при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 Указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение четырнадцати календарных дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Если автовладельцу навязали приобретение дополнительной услуги за плату, и ему не нужна таковая, то потребителюнеобходимо обратиться к страховой организациидля восстановления своих нарушенных прав путем предъявления письменной претензии с указанием своего требования. Письменная претензия составляется в двух экземплярах для потребителя и исполнителя (страховой организации). В случае отказа в принятии претензии, рекомендуем пригласить не менее двух свидетелей, которые впоследствии подтвердят факт и дату обращения и/или отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу места нахождения.
В случае неудовлетворения требования в установленный срок либо отказа в удовлетворении потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав, поскольку требования носят имущественный характер (ст.11 Гражданского Кодекса РФ). Согласно статьи 17 Закона «О защита прав потребителей» защита прав осуществляется судом. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п.2 ст.16 Закона №2300-1 от 07.02.1992г «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В случае включения в договор условий ущемляющих права потребителей по сравнению с установленными Законом и иными нормативными правовыми актами, являются изначально недействительными, и к таковым применяются последствия ничтожности сделки, в той ее части которая противоречит нормам права.
Если страховая компания нарушает законодательство, потерпевший вправе направить жалобу в Банк России или РСА.
Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России
E-mail: fps@cbr.ru.
Направить письменное обращение в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров можно по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.
Обращение также можно направить, заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России: http://www.cbr.ru.
Задать вопрос можно по телефону контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).
Российский союз автостраховщиков (РСА)
Направить письменное обращение в РСА можно по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
Дополнительную информацию об ОСАГО можно получить на сайте РСА http://www.autoins.ru.
Задать вопрос можно по телефону горячей линии РСА: 8-800-200-22-75 (для бесплатных звонков по России).
Территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю
в г. Белокурихе
|