Возмещение вреда здоровью в судебном порядке
Возмещение вреда здоровью в судебном порядке
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда (в том числе при причинении вреда жизни, здоровью источником повышенной опасности).
В соответствии с п.1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии), если установлено, что гражданин нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Помимо этого, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда, поскольку в связи с причинением вреда здоровью во всех случаях испытываются физические и нравственные страдания.
Иски о возмещении вреда, причиненного здоровью, в том числе и о компенсации морального вреда, могут быть предъявлены гражданином в районный суд как по общему правилу – по месту жительства ответчика/по месту нахождения организации, так и по месту жительства истца, а также по месту причинения вреда (ст.ст. 28-29 ГПК РФ).
Согласно п.3 ч.2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истцы по искам указанной категории освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Жилищные права детей производны от прав родителей
Согласно положений ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей-родителей, усыновителей, опекунов.
Не проживание детей в жилом помещении не может служить основанием для признания ребенка утратившим право пользования жилым помещением и выселения из него, поскольку ребенок не может самостоятельно реализовывать свои жилищные права. Это относится и к жилым помещениям, находящимся в собственности одного из родителей в которых зарегистрированы несовершеннолетние.
Как следует из п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка, в том числе на жилищные права (исходя из ответственности родителей за воспитание, развитие своих детей, обязанности заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей).
Прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением.
Трудоустройство несовершеннолетних
Работодателям, принимающих на работу несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными психотропными препаратами).
Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ, лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Трудовой договор от имени несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, подписывается одним из родителей (усыновителем, опекуном) (ст.63 ТК РФ, ст.348.8 ТК РФ; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1).
Перед заключением трудового договора ребенку следует пройти обязательный медицинский осмотр (обследование). В дальнейшем, до достижения восемнадцатилетнего возраста, медицинский осмотр (обследование) нужно проходить ежегодно (ст.ст.69, 266 ТК РФ).
Законодатель установил определенную продолжительность рабочего времени для отдельных категорий несовершеннолетних:
- для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет - 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;
- для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа.
О внесении изменений в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Федеральным законом от 11.10.2018 № 366-ФЗ внесены изменения в статьи 2 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Ранее федеральным законом была установлена ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ.
Согласно внесенным изменениям фиктивной постановкой на учет иностранцев по месту пребывания будет считаться в том числе их постановка на учет в нежилом помещении.
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.
О субъектах антикоррупционной экспертизы
Проведение антикоррупционной экспертизы является важнейшей процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов.
В ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены субъекты, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): прокуратура Российской Федерации; федеральный органом исполнительной власти в области юстиции; органы, организации, их должностные лица.
Статья 5 вышеназванного закона уточняет, что за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) могут институты гражданского общества и граждане Российской Федерации.
Федеральным законом от 11.10.2018 №362-ФЗ в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесены изменения. В частности, определен перечень лиц, которым запрещено проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Устанавливается, что не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- международными и иностранными организациями;
- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- НКО, выполняющими функции иностранного агента.
О внесении изменений в ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане Российской Федерации могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2012 № 146 утвержден «Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Данным Регламентом были определены следующие требования к кандидатам: заявитель должен быть гражданином Российской Федерации, имеющим высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, а юридическое лицо должно иметь в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным для граждан.
Федеральным законом от 11.10.2018 № 362-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», устанавливающие дополнительные ограничения для кандидатов, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Устанавливается, что не допускается Проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:
гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
международными и иностранными организациями;
гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
Административная ответственность за невнесение информации о результатах проведения внеплановой проверки в отношении юридического лица в единый реестр проверок
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 17.1 установлено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 2 указанной статьи к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.
В соответствии с пп. "д" п. 13 Правил ведения единого реестра проверок единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя информацию о результатах проверки.
Из п. 19 Правил ведения единого реестра проверок следует, что указанная информация подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.
На основании ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Изменения в законодательстве о противодействию терроризму
Законом Алтайского края от 05.10.2018 № 70-ЗС введена в действие норма, предусматривающая административную ответственность за неисполнение или нарушение решения антитеррористической комиссии Алтайского края, а равно решения коллегиального органа, сформированного в целях реализации ее решений и (или) организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного или нескольких муниципальных образований Алтайского края, принятых в пределах компетенции указанных органов.
В соответствии со статьей 68-1 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС (ред. от 05.10.2018) «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» неисполнение или нарушение решений антитеррористической комиссии Алтайского края и коллегиальных органов, сформированных на территории муниципальных образований влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от десяти до тридцати тысяч рублей.
Установлены новые требования к работе юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Постановлением Правительства Российской Федерации № 732 от 26 июня 2018 года внесены изменения в правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Теперь юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 года, не включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, ввезенного (вывезенного) вещества, а также о его запасах и планируемом объеме их использования по состоянию на 31 декабря отчетного года.
При этом количество и запасы веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень, в отчетах указываются в пересчете на действующее вещество. В документе приведены формы отчета и сведений, подлежащих предоставлению. Изменения вступили в законную силу.
Уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности
Статьей 205.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, в том числе за приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов совершения указанных преступлений, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих.
Объективная сторона преступления характеризуется действиями в виде прохождения обучения в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных ст. 205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ.
Преступление считается оконченным с момента начала лицом обучения.
Санкцией ст. 205.3 УК РФ предусмотрено наказание за совершение указанных действий в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Однако, следует учесть, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности и способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
|