Зайцева Гора: здесь найден наш земляк
Вахта Памяти
Зайцева Гора: здесь найден наш земляк
Военно-патриотический отряд «Поиск» из школы №1 Белокурихи в июле принял участие в составе сводного отряда в поисковой экспедиции «Западный фронт» в поселке Зайцева Гора Барятинского района Калужской области. Здесь в 1942 – 1943 годах проходили ожесточенные бои, которые унесли жизни, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч бойцов. Поисковые работы в рамках Всероссийской «Вахты Памяти» были организованы Российским военно-историческим обществом и Поисковым движением России. О том, как проходила эта Вахта Памяти для наших ребят рассказывают Елена Булычева, руководитель отряда, Вячеслав Овсиенко, Сергей Кайгородов и Александр Булычев.
Эта вахта стала в полном смысле особенной. Как рассказывают поисковики из Белокурихи, прежде всего, поразила организация работы экспедиции. «В Москве нас встретил автобус, который доставил на место, – рассказывает Елена Владимировна. – Там – полноценный лагерь: с палатками, в которых жили, в которых завтракали-обедали-ужинали, в которых были размещены специализированные, скажем так, объекты (к примеру, палатка специалиста-антрополога, медицинская палатка и другое), душевые кабины и биотуалеты – с соблюдением гигиены проблем не было. Нам выдали необходимое в работе оборудование: металлоискатели, лопаты, фанеру, брус и т.д. Организация была на высшем уровне… Мы к такому, признаться, не привыкли – все обычно делаем сами. И трехразовое полноценное питание нам и не снилось….»
Обустроившись, наши ребята отправились на место работ. Был проведен инструктаж, определена территория. Достался участок уже выбранный, на котором ранее проходили работы. Первые три дня прошли впустую. Бойцов не находили – а в этом основная задача поисковиков. Другие отряды поднимали, наши нет. Как говорят сами участники вахты, «обстановка накалялась». И тут, что называется, «зацепили». Сразу подняли двух бойцов. Работа была сложной, потому что шла археологическим способом. В один день вечером в пять начали поднимать, на другой день в четыре закончили. Почти сутки. Тщательность работы была необходима. Нельзя было пропустить и самую малость… Всего за время экспедиции на счету наших ребят семь поднятых бойцов-красноармейцев. К сожалению, все безымянные.
«Залегание неглубокое: 5 – 7 см. Сворачиваешь дерн и видишь: вот они – останки бойцов», – говорит Александр Булычев. «Дальше работа тонкая, аккуратная, мы привыкли к более интенсивному труду, – продолжает Сергей Кайгородов. – Пришлось переходить в более спокойный режим раскопок, кисточками работать – тоже непросто».
После того, как поисковики все задокументируют, с останками работает антрополог. Именно здесь определяется, сколько бойцов, сколько и каких фрагментов тел обнаружено. Большая и кропотливая работа.
– Мы поразились, как выстроена работа, какие высокопрофессиональные специалисты задействованы, – делится впечатлениями Елена Булычева. – Вот пример: изучив череп бойца, антрополог сделала рисунок, воссоздав, как он выглядел, через день была получена фотография. Мы до сих пор поражены: один в один. Даже с прической «угадала»…
– Это была очень интересная вахта, – говорит Вячеслав Овсиенко. – Много нового узнали. До этого копали по-другому. Складывали и сдавали руководителям. Никак не документировали. Нас в этом году научили работать с документацией. У антрополога карта специальная на столе, она раскладывает по костям. Делает замеры… Где копать, как копать – это тоже было не с бухты-барахты. Каждый шаг организаторами экспедиции выверен, просчитан. …Интересно было работать. Мы познакомились с интересными людьми. Александр Ильюшечкин, который написал в соавторстве четвертую книгу по событиям на Зайцевой горе. Именно его отряд нашел и медаль, которую мы привезли, и поднял бойца, оказавшегося нашим земляком.
Бойцы с Алтая: Купцов и Жуков
Отряд Ильюшечкина «Никто не забыт» (г. Киров) поднял останки солдата, рядом с которым была ложка с фамилией «Купцов». По документам в этой дивизии воевал только один Купцов – с Алтайского края. Через Смоленский военкомат, с которым связались поисковики из Белокурихи, удалось установить имя бойца. Им оказался Купцов Федор Ильич. Солдат 298-го стрелкового полка Федор Купцов числился пропавшим без вести с мая 1942 года, он был призван 11 декабря 1941 года из села Ключи Тюменцевского района. Останки бойца и личные вещи белокурихинцы привезли с Вахты Памяти в Барнаул, где и передали родственникам.
//В июльскую вахту 2015 года сводным отрядом «Западный фронт» в районе Зайцевой Горы было поднято 154 бойца.
Кроме того, обнаружены личные вещи бойца, а также медаль «За боевые заслуги» сапера 81-го отдельного саперного батальона 58-стрелковой дивизии, младшего сержанта, командира отделения, призванного из Турочакского района ныне Республики Алтай, Павла Ивановича Жукова. Жуков найден рядом с Купцовым, в так называемом, перемесе. Рядом была медаль, по которой и определи личность. В воронке было девять человек – определить, где чьи именно останки, не представлялось возможным… Родственников бойца Жукова установить не удалось, на родину привезли только его личные вещи, которые преданы отрядом «Поиск» по приезду в алтайский край представителям военкомата.
Также поисковики доставили на родину солдат медали «Шагнувший в бессмертие» от Общероссийской общественной организации по увековечиванию памяти о погибших защитниках Отечества «Поиск».
Монета-талисман
Интересна история, связанная с личными вещами Федора Купцова. Сомнения у поисковиков все оставались: он – не он. Ложка с именем почти новая. Сапоги несношенные. Видимо, погиб в одном из первых боев. При нем также были нож и монета – полтинник. Когда в Барнауле передавали останки красноармейца племяннице, она спросила про монету (этой информации не проходило до тех пор). «А мы ведь её привезли», – был ответ поисковиков. Оказалось, у Федора есть родной брат. Более того, ветеран еще жив. Семейная легенда гласит: когда отец провожал сыновей на фронт, дал каждому по серебряному полтиннику. Эти деньги были найдены отцом, когда он копал погреб. Мальчишки маленькими ими играли. И отец в качестве талисмана дал им полтинники. Одному и другому. Федор был призван в январе 1941-го. Погиб в мае 1942 –го. Брат вернулся с войны домой. Родственники говорят, что он последнее время болел, лежал, но как узнал, что Федор найден, стал даже выходить из дому.
Федора Купцова захоронили рядом с матерью и невестой, которая не дождалась возвращения любимого совсем немного. Милодора так и не вышла замуж. Умерла два года назад. Такая вот удивительная верность.
Самая рабочая вахта
Поисковики Сергей Кайгородов (3 вахта по счету) и Александр Булычев (4 вахта) назвали прошедшую в июле вахту самой интересной и самой рабочей. «Мы многому научились. Увидели, как правильно надо поднимать бойцов, составлять протоколы. Эксгумация – процесс интересный», – говорят ребята.
Они участвовали в торжественной церемонии захоронения останков найденных во время вахты бойцов. Копали могилу. И возглавили шествие – несли поминальный венок. Участие в таких экспедициях помогло ближе узнать историю Великой отечественной войны. Как утверждают молодые поисковики, восприятие событий тех грозных лет после первой уже вахты значительно изменилось: «Мы увидели, каково это было – отстаивать свободу своей страны, своей Родины. Увидели, какие кровавые бои проходили. Какая это была мясорубка… Уважение к ветеранам возросло многократно. Это герои, которых надо чтить и говорить им бесконечное спасибо за тот мир, что их поколение отстояло самой дорогой ценой…».
Подготовила Евгения Рудь
//Газета "Город Белокуриха", №30 от 30.07.2015 г.
|