Гебр белокурихи Город Белокуриха
Главная » Новости » Туризм и курорт

Совершенствование системы нормативно-правового регулирования деятельности санаторно-курортного комплекса страны

Совершенствование системы

нормативно-правового регулирования

деятельности санаторно-курортного комплекса страны

как необходимое условие реализации Стратегии развития отрасли

 

Принятая  Правительством Российской Федерации в ноябре прошлого года «Стратегия развития санаторно-курортного комплекса» является важнейшим и долгожданным шагом для организаторов санаторно-курортного дела страны, создаёт предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, и как следствие, повышения доступности санаторно-курортного лечения для граждан Российской Федерации.

Распоряжением Правительства, Минздраву РФ отведён шестимесячный срок до 26 мая разработать проект мероприятий по реализации Стратегии, а органам власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить региональные программы по развитию санаторно-курортного комплекса и  программы по увеличению доступности санаторно-курортного лечения для населения субъекта.

Ранее, в октябре 2018г. Президент РФ утвердил «Перечень поручений по вопросам санаторно-курортного лечения граждан», где Правительству РФ поручено рассмотреть вопрос о внесении в Законодательство РФ о налогах и сборах изменений, предусматривающих:

а) предоставление физлицам налогового вычета со всей стоимости путевки.

б) учитывать расходы предприятий на организацию санаторно-курортного лечения работников при определении налоговой базы по налогу на прибыль, при заключении договоров непосредственно с санаторно-курортными организациями. Эти поручения крайне важны для санаторно-курортного комплекса, т.к. деятельность здравниц очень чувствительна к экономическим условиям, которые формирует государство, в первую очередь, налоговым Кодексом. Срок доклада по этим поручениям истек еще 1 декабря прошлого года, но в Стратегии развития и в проекте плана мероприятий эти вопросы никак не отражены.

7 мая Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности направило нам Правительственный Проект плана мероприятий. Он наполнил содержанием Стратегию. В основном он касается ведения Государственного реестра курортного фонда, актуализации и установления границ округов санитарной охраны, антропогенной нагрузки, разработки национальных стандартов санаторно-курортных услуг, а также продвижения санаторно-курортных услуг в СМИ. Но мы, в свою очередь, предлагаем внести ещё ряд предложений в план мероприятий.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на сегодня, надо отметить, что основные меры, которые необходимо принять для создания условий успешной деятельности здравниц лежат на федеральном уровне. Совершенствование и изменение региональных нормативных актов возможно только после принятия необходимых решений на федеральном уровне. 

Важнейший вопрос нормативно-правового регулирования касается внесения изменений в статью 219 НК РФ. В настоящий момент эта норма Кодекса позволяет произвести налоговый вычет по НДФЛ только в части стоимости медицинских услуг, оказанных пациенту в рамках санаторно-курортной путевки, что существенно снижает мотивацию граждан к прохождению санаторно-курортного лечения, вызывает непонимание – почему льгота распространяется только на часть (около 30%) стоимости путевки. К слову, 15 мая мы получили ответ Заместителя министра здравоохранения РФ Салагай О.О. на имя депутата Госдумы Быкова О.П. , к которому мы обращались по поводу налогового вычета, где сказано, «в целях всесторонней проработки обращение направлено для рассмотрения в пределах компетенции в Министерство финансов РФ».

Мы просим наше региональное Правительство тоже выйти с предложением в Правительство РФ о внесении изменений в статью 219 НК РФ, направленные на введение налогового вычета по налогу физических лиц не только с медицинских услуг, а со всей стоимости санаторно-курортной путевки, в том числе проживания и питания как неотъемлемой части путевки.

Необходимо также обратить внимание на практику двойных стандартов по отношению к деятельности санаториев, в частности, к их налоговому статусу. Так, если посмотреть особенности применения нулевой ставки организациями, осуществляющими медицинскую деятельность (ст. 284.1 НК РФ), то «деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением не относится к медицинской деятельности». Поэтому санатории оплачивают налог на прибыль на общих основаниях, это при показателях средней рентабельности по отрасли не более 4%! В тоже время на основании ст.16 ФЗ № 171 продажа алкогольной продукции санаториям запрещена даже в ресторанах, т.к. мы являемся держателями лицензии на медицинскую деятельность. То есть, в этом случае санатории признаются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность! И это подтверждает ОКВЭД 86.90.4 – деятельность в области здравоохранения. Где логика?

К вопросу об эксперименте взимания курортного сбора. К сожалению, курортный сбор на всех уровнях власти, зачастую и нашими коллегами рассматривается как единственный источник поступления денежных средств для укрепления курортной инфраструктуры. Время показало, что в условиях экономического спада, снижения реальных доходов населения в течение последних четырех лет, сбор средств за счет курортного сбора, в конечном счете, повышающий стоимость путевки – мера несвоевременная. Надо учесть ещё дополнительные расходы санаториев на выделение  ставки работника службы размещения, взимающего сбор и формирующего ежедневные отчеты. Плюс невозможность принять сбор безналично, ручное оформления платежных документов – все это вызывает негативную реакцию граждан.  Таким образом, мы ставим себя в неравные, невыгодные условия с другими здравницами, не участвующими в эксперименте. Полагаю, что, например, в условиях нашего региона, где в эксперименте участвует всего один муниципалитет, источник для формирования  фонда развития курортной инфраструктуры целесообразно поискать в межбюджетных отношениях регионального и местного уровней. Так, в настоящий момент на основании ст.58 Бюджетного кодекса РФ и ст.2 Закона Алтайского края «О краевом бюджете» в муниципальном образовании остается 20% от собранного налога на доходы физических лиц. Если процент отчисления в пользу муниципального бюджета увеличить с 20% до 30%, то в местном бюджете можно дополнительно сформировать целевые средства для фонда развития курортной инфраструктуры в необходимом объеме. В 2020 году дополнительно  33 655 000 руб., а в 2021 году – 35 169 000 руб. Как раз тот объем, который планировалось получить за счет курортного сбора. Полагаю, что эта мера никак не повлияет на устойчивость и сбалансированность бюджетной системы субъекта, так как предполагаемые расходы составят 0,03% от бюджета региона. Понимаю насколько это серьёзный вопрос – межбюджетные отношения. Но  нам надо чётко понимать, что речь идет о единственном не только в крае, но и за Уралом курорте федерального значения, который за год посещает около 200 тыс. гостей из всех субъектов Российской Федерации, по результатам поездки которых, облик всего нашего региона ассоциируется именно с Белокурихой. Курорт в значительной степени влияет на имидж и привлекательность Алтайского края. Данное предложение прошу рассматривать как альтернативу действующему механизму формированию Фонда развития курортной инфраструктуры, после окончания срока эксперимента в 2022 году.

Рассматривая ближайший период действия эксперимента, мы в марте на сессии городского Совета депутатов приняли решение - согласовать предложение Администрации города Белокуриха о снижении тарифа курортного сбора на 2020 год с 50 до 30 рублей и направить в адрес Правительство Алтайского края финансово-экономическое обоснование нашего решения.

Основным аргументом для принятия такого решения явился рост числа отказов нашими гостями от уплаты сбора. Так, за 8 мес. 2018 года таких случаев было 78, а только за один январь текущего года уже 120 случаев неуплаты курортного сбора! Второй не менее убедительный аргумент – это спад продаж на протяжении последних двух лет – в 2017 году – 4,8%, а в 2018 году уже 8,4%! Это существенно для стабильно развивающейся экономики нашего курорта.

В июне на очередном заседании городского Совета депутатов планируем рассмотреть вопрос об освобождении с 2020 года  жителей Алтайского края от курортного сбора по аналогии с нормой,  действующей в Краснодарском крае.  Соответствующее обращение направить  в Правительство Алтайского края.

Это предложение как раз относится к реализации задач, указанных в п.3 Распоряжения Правительства РФ части разработки региональных программ по развитию санаторно-курортного комплекса и увеличению доступности санаторно-курортного лечения для населения субъекта. Ведь доля продаж путевок в Алтайском крае за последние 5 лет снизилась с 10  до 5%.

Необходимо обратить внимание и на обращение Главы Республики Крым в Правительство РФ о выходе из эксперимента.

На протяжении многих лет мы говорим о том, что наша уникальная, единственная в своем роде в мире санаторно-курортная система мало известна и до конца непонятна не только широкому кругу наших потенциальных клиентов, но и практикующим врачам. В медицинских ВУЗах курортологии выделено часов настолько мало, что сегодня врачи в подавляющем большинстве знают о ней лишь понаслышке. Санатории  по прежнему воспринимаются как нечто отжившее, доставшееся нам по наследству от советской эпохи, а лечение в санатории многими считается уделом больных, бедных и старых. Всего около 5% населения России ездят в санатории. Около половины из них приезжают за счет бюджетов предприятий и организаций. Следовательно, остается всего лишь 2,5-3% жителей страны, которые хорошо знают и высоко ценят результаты санаторно-курортного лечения, достигающие в своей эффективности 90%.

Для устранения этой проблемы организаторам курортного дела в лице Национальной Курортной Ассоциации вместе с Минздравом РФ необходимо разработать и принять меры по восстановлению ранее успешно действующей цепочки «поликлиника-стационар-санаторий», подготовить методические материалы для практикующих врачей медицинских учреждений, в первую очередь государственных с описанием курортных факторов и лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса страны.

По этой проблеме имеется положительный опыт проработки вопроса на межрегиональном уровне. Так, в апреле текущего года, в Екатеринбурге, в рамках международного туристического Форума «Большой Урал» Урало-Сибирская Ассоциация оздоровления и гостеприимства совместно с Уральской Торгово-Промышленной палатой организовали и провели семинар для специалистов 9 регионов Уральского федерального округа «Эффективное управление оздоровительными и медицинскими организациями в современных условиях», где состоялся конструктивный диалог между руководителями медицинских учреждений и санаториев об организации эффективного сотрудничества по схеме «поликлиника-стационар-санаторий», определены основные направления совместного развития медицинской и курортной отрасли для увеличения клиентского потока Уральского региона.

Необходимо отметить, что в правительственном проекте плана мероприятий предусмотрена  разработка электронного справочника для медицинских работников о санаторно-курортном комплексе РФ. Но это только первый шаг в восстановлении цепочки, т.к. необходима постоянная, системная работа с Минздравом по объединению наших усилий в продвижения санаторно-курортного лечения.

И, конечно же, необходимо пропагандировать возможности наших курортов  широкому кругу потенциальных клиентов. В проекте плана мероприятий планируется проведение комплекса мер по выпуску рекламных роликов и размещения рекламно-информационных материалов о санаторно-курортном комплексе в СМИ. Рассчитываем на размещение рекламы на федеральных каналах и радиостанциях.

Пунктом 28 Плана мероприятий планируется участие в специализированных научно-практических и образовательных мероприятиях специалистов санаторно-курортного комплекса. Здесь необходимо добавить – «участие в этих мероприятиях специалистов Министерства Здравоохранения федерального и региональных уровней».

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие отрасли – отсутствие единого органа управления санаторно-курортного комплексом страны. Существующая структура в рамках Минздрава РФ не представляет и не защищает интересы санаторно-курортного комплекса страны в Правительстве и других государственных органах, не способствует развитию отрасли.  Наше взаимодействие с Государственной Думой РФ пока тоже не дало желаемых результатов.

По итогам работы нашего «круглого стола» предлагаю подготовить соответствующие предложения (резолюцию) в Правительство Алтайского края и Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

//Сергей Криворученко, заместитель генерального директора по  маркетингу санатория «Алтай», председатель Белокурихинского городского Совета депутатов



Категория: Туризм и курорт | Просмотров: 89

Дата добавления: 22.05.2019




Категории
Избирательная комиссия города Белокуриха
События недели
150 лет курорту Белокуриха
ТВ-новости
Жизнь города
Образование
Культура
Туризм и курорт
Спорт
Объявления и официальная информация
Центр занятости населения
Работа Администрации
Интервью Главы города
Совет Депутатов
Статьи
Муниципальные правовые акты
ГО и ЧС
Прокуратура информирует
МО МВД России «Белокурихинский»
Еженедельная информация
Пожарная охрана информирует
Росреестр сообщает
Кадастровая палата информирует
Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды"
«Формирование современной городской среды на территории города Белокуриха Алтайского края» на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы. Муниципальная программа.
Эксперимент по развитию курортной инфраструктуры региона и взиманию курортного сбора
Роспотребнадзор. Центр гигиены
Белокуриха-2
Межмуниципальное сотрудничество
Полезные ссылки